Термины «Российская традиционная медицина»- медицина, вышедшая из российских традиций и получившая доказательную научную базу (соответствует определению ВОЗ «традиционная»).
Термин «Российская народная (комплементарная) медицина» — это народные практики оздоровления и продления жизни, вышедшие из российских народных традиций и не требующая научно-доказательной базы (соответствует определению ВОЗ «комплементарная»).
Термин «Современная (конвенциальная) медицина» — общепринятая, доказательная, научная, официальная, иногда конвенциональная медицина (конвенциональная от англ. conventional — обычный, общепринятый).
Пояснительная записка к проекту изменений статьи 50 323-ФЗ
Предлагаемый законопроект направлен на создание единых правил регулирования сферы российской традиционной и российской народной медицины, как в части оказания методами традиционной и народной медицины медицинских услуг, так и собственно услуг традиционной и народной медицины.
Актуальность уточнения законодательных норм в части регулирования традиционной и народной медицины продиктована необходимостью решить накопившиеся противоречия действующего нормативного регулирования и привести это регулирование в соответствие с утвержденной ВОЗ «Стратегией в области традиционной и народной медицины на период с 2014-2023 г.г.». Законопроект решает проблему унификации терминологии, присущей этой сфере – в настоящее время используются термины традиционная, народная, альтернативная, комплементарная, интегративная, конвенциональная.
Предлагается ввести разграничение терминов «Российская традиционная медицина» и «Российская народная медицина», и дать четкое определение этим направлениям.
1.«Российская традиционная медицина» – медицина, вышедшая из российских традиций и получившая доказательную научную базу (соответствует определению ВОЗ). К ней относятся следующие технологии российской традиционной медицины получившие признания МЗ РФ:
Природная медицина (бальнеология)
— климатотерапия,
— минеральные воды.
— грязелечение,
Механические виды воздействия:
— рефлексотерапия
— диетотерапия.
— лечебная физкультура,
— медицинский массаж,
— мануальная терапия
— остеопатия
(Примечание: ранее массаж, мануальная терапия и остеопатия по древне-русской медицине было одним методом и называлось одним словом – костоправство, фитотерапия называлась травничеством, существовали сборники рецептур – «Травники»).
Технологии традиционной медицины имеющие частичное научное обоснование и требующие дополнительных научных исследований, клинической апробации и введения их в реестр МЗ РФ:
Природные методы воздействия:
— фитотерапия,
— гомеопатия (квантовая медицина) ,
— гирудотерапия,
— апитерапия,
Механические виды воздействия –
— висцеральный и суставной славянский массаж
— славянская дыхательная гимнастика ,
Бальнеотерапия тепловое воздействие водой:
— русские лечебные бани,
— лечение холодной водой – купание в проруби (криотерапия).
2. Народная Медицина: термин «Российская народная медицина»
В настоящее время 50 статья ФЗ №323 регламентирует допуск к занятию народной медициной лиц, занимающихся народными практиками врачевания как составной частью культурных традиций коренных, малых народов России (Бурятии, Тувы, Калмыкии и др.). Данная деятельность соответствует Конвенции ООН «О правах коренных народов» (статья 24), уже урегулирована действующим законодательством и в целом, предлагаемые нормы его дублируют. Особенностью предлагаемых изменений является обязательность наличия и проверки знаний по безопасности используемых манипуляций и оказываемых услуг (медицинских знаний) для лиц, не имеющих медицинского образования. В действующей редакции закона, проверка медицинских знаний и/или наличие медицинского образования, для такой категории лиц не требуется. Предлагается внести изменения по кротко срочной подготовке таких специалистов 1 год.
Предлагается ввести коррекцию в определение термина «Российская народная медицина» то есть, это народные практики оздоровления и медицины, вышедшие из российских народных традиций и не требующая научно-доказательной базы (соответствует определению ВОЗ). К ней относятся следующие методы воздействия: чайные сборы из трав, рецепты оздоровительных блюд, молитвы, заговоры, притчи, сказания, энергетическое воздействие (наложение рук), трансовое и психологическое воздействие на примере шаманов Сибири, Алтая, Бурятии и т.д. Российскую народную медицину необходимо каталогизировать и составить реестр методов и средств народной медицины. Для специалистов практиков народной медицины, не имеющих медицинского образования, проводить базовое медицинское первичное обучение 1 год с дальнейшей аккредитацией в федеральных (Росздравнадзор) и региональных исполнительных органах власти с получением права осуществлять оздоровительную деятельность.
В настоящее время Академия Традиционной Медицины создает Реестр средств и методов российской традиционной и народной медицины, что позволит в дальнейшем избежать трудности как для регуляторов, надзорных, судебных органов, так и для пациентов. Часть методов, ранее разрешенных к применению в медицинской деятельности, включены в порядки оказания медицинской помощи по профилям (например, бальнеология) и законно используется. Однако, ряд широко применяемых методов (например, фитотерапия и апитерапия), в такие порядки не включена, что дает повод считать их использование незаконным. Законопроект предлагает методы, которые разрешается использовать в медицинской практике, включать в специальный создаваемый реестр Российской традиционной медицины.
Академия Традиционной Медицины предлагает механизм (Дорожную карту изучения и внедрения методов традиционной медицины в систему российского здравоохранения) признания таких методов разрешенными, что может потенциально быть полезным в рамках интеграции традиционной медицины на пространстве ШОС и БРИКС. Предлагается сформировать адаптированный механизм их признания подзаконными актами Минздрава РФ с учетом того, что эти методы прошли апробацию, по ряду методов имеются клинические наблюдения и фундаментальные исследования в России и ряде зарубежных стран, где такие методы в медицинской практике уже используются.
В настоящее время к использованию разрешены часть методов традиционной медицины (рефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия и другие) в лицензиях, выдаваемых субъектам медицинской деятельности, указывается и, образование врачей, использующих эти методы, при лицензировании учитывается. Другая часть нуждается в научном исследовании и формировании доказательной базы этих методов. С дальнейшим их введение в систему российского здравоохранения. По данным МЗ РФ из 2 000 000 практикующих врачей России 50% докторов в своей деятельности сочетают применение фармакотерапии с технологиями традиционной медицины, особенно это касается санаторно-курортного лечения.
В настоящее время эти методы оказались в поле народной медицины и это приводит к оказанию таких услуг лицами, не имеющими надлежащей квалификации в традиционной медицине и, может повлечь причинение ущерба здоровью пациентов.
Законопроект предлагает вернуть указание на используемый метод традиционной медицины в лицензии и включить оценку квалификации врача, желающего оказывать услуги с использованием таких методы, в систему непрерывного медицинского образования, оцениваемую в одном из модулей аккредитации.
В законопроекте указаны возможные пути подготовки врачей в области традиционной медицины — в форме последипломного образования, как это сейчас и осуществляется частично. Так же предусмотрена возможность образования в форме специалитета. В этом случае, необходимо будет утверждение соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.
Так как эти методы применяются для лечения заболеваний различного профиля и, в дополнение к существующим порядкам (не заменяя их), законопроектом предлагается включать указание на используемые методы традиционной медицины в договор об оказании медицинских услуг и информированное согласие. Это, в целом, соответствует Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006).
По сути, услуги традиционной медицины предлагается оказывать преимущественно в государственном по системе ОМС, в частном секторе здравоохранения за счет личных средств граждан и средств добровольного медицинского страхования ДМС.
Законопроект так же предлагает решение проблемы регулирования рынка препаратов, используемых в российской традиционной и российской народной медицине.
Последнее время, природные средства, зарегистрированные в ряде стран как «лекарства традиционной медицины», имеющие показания, противопоказания и побочные эффекты, регистрируются в России как пищевые продукты (БАДы и т.п.). «По факту» они являются лекарствами и их должен назначать врач, а регистрация их как БАД вводит потребителей в заблуждение, сформирован многомиллиардный «серый» рынок таких препаратов порядка 60 млр руб в год. По примеру ряда ведущих восточных и европейских стран, законопроектом предлагается введение понятия «препарат традиционной медицины», с особым, адаптированным порядком регистрации.
В настоящее времяМинздравом РФ разрабатывается порядок допуска к такой практике для иностранных специалистов (Китая, Индии, Вьетнама и др стран). С учетом того, что в России открыты сотни центров китайской и аюрведической медицины, причем без должной легализации, а в ближайшее время, в силу интегративных процессов и смягчения миграционного режима для граждан ряда стран, число специалистов в области традиционной и народной медицины прогнозируемо возрастет, необходимость «прозрачного» регулирования этого сегмента существенно возрастает. В этой части, подзаконные акты будут формироваться исходя из приоритетов национальных производителей растительных средств и национального рынка специалистов традиционной и народной медицины. В целом, законопроект наделяет Министерство здравоохранения РФ дополнительными полномочиями по регулированию указанной сферы деятельности. С учетом этого, что в структуре министерства создан Координационный совет по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере традиционной и народной медицины, состоящих из профильных специалистов, такой подход представляется обоснованным.
В связи с реализацией майских Указов Президента В.В. Путина в сфере здравоохранения направленных на продление жизни россиян
Разработчиком законопроекта является Академия Традиционной Медицины
Заказчиком — является Правительство Российской Федерации.
Выгодополучателями — Минздрав России, фармацевтические компании и производства медицинского оборудования, холдинги по выращиванию трав.
Благополучателями – население России