РоссияСтановление

1993 Российская медицина Сибирь сокровище русского долголетия

1 Mins read

Исторические аспекты развития российской традиционной медицины с древних времен до сегодняшних дней.

Исторический очерк.

Древнее искусство врачевания природными средствами

Древние книги славян Ярилина, Велесова, Коляды, Золотая Криница и другие книги помогли ищущим истину разобраться с истоками древней русской медицины, так как медицина является неотьемлемой частью жизни человека и поддержания его здоровья. С этой поисковой целью надо мысленно вернуться в Богумировы века. Царь и потомок русского бога Даждьбога жил на земле около 10 тысяч лет назад на территории теперяшнего Китая. В китайских источниках его называют золотым императором Юй. Царство его занимало всю территорию Евразии, только что освободившуюся часть суши после всемирного потопа. От матери богини Мары в  наследство он получил знания о бессмертии и искусстве врачевания, что в дальнейшем стало называться медициной. За тысячелетнее царствование Богумир взрастил многих учеников среди которых были люди разных народов. Это был золотой век человечества. Люди жили долго и счастливо. Не было войн. Итак, прямыми наследниками знаний Богумира о медицине и секретах врачевания стали древние русские волхвы, которые щедро делились знаниями с другими народами китайцами, индусами, арабами, тибетцами.

Русская традиционная медицина является перво- источником медицины  и относится к наиболее древнему искусству врачевания. С древних времен люди умели использовать травы, минеральные воды и лечебные грязи в целях оздоровления. Целебные свойства многих природных факторов известны с древнейших времен. «Чудесные» источники и другие факторы становились основой лечебных тайн храмов, нередко являлись предметом религиозного культа.

Чудесные источники. Древние ведические знания лечения водой на Руси: «Как восстанавливали здоровья русские князья в дохристианскую эпоху Руси» — выдержки из рунической Ярилиной Книги: Природные факторы сохранения здоровья.\

«Славянский царь Даждень –Яр в 309 году возводит на трон своего ставленника императора Рамеи (г. Рима) Константина. Даждень- Яр направляется к белым горам Эльбруса для моления и очищения. В тех садах он припадал он к источнику жизни и отведывал от яблони мандариновой..

И так Даждень- Яр возвращал себе молодость и силу, так же как и его отец Богумир, проживший тысячу лет, и так же как и  его отец его отца Вересень- Яр, переживший его на  два века человеческих, то есть 1200 лет.

Сам же Даждень -Яр уже оставил за плечами век, но был молод. Как человек, только вошедший в силу свою.»

Со страниц Ярилиной книги веет волшебством о силе трав, плодов, целебной минеральной воды из письменных памятников русской старины 3 века н.э.. Волхвы целители врачеватели (предшественники ныняшних врачей) большое значение придавали природным факторам исцеления человека от разных недугов, один из самых важных –это минеральная вода.

            Волхвы были не только жрецами, которые проводили обряды поклонения языческим богам. Это были люди божественных знаний, которое передавалось только от одного волхва другому. Именно поэтому тайны исцеления они хранили бережно, возможно, понимая, что они могут спасти им жизнь в критической ситуации. Жреческим письмом у древних славян было руническое письмо, на нем и написана была «Ярилина Книга», отрывок которой приведен выше, как уникальный памятник древнерусской культуры врачевания природными факторами – где речь идет о волшебных свойствах минеральной воды. Волхвов  весьма уважали, ведь от них зависело здоровье и даже жизнь обычных жителей. В военных походах им вообще не было цены, поэтому таких людей очень берегли. В  древних книгах есть упоминания и о лечебных свойствах грязи (глины), которой обрабатывались трудно-заживаемые раны на теле воинов. Врачебным кодексом волхвов -жрецов  есть незыблимые устои сохранения рода человеческого на земле.

           Ярким стихотворным примером животворящих свойств минеральной природной воды является поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

И в той долине два ключа:
Один течёт волной живою,
По камням весело журча,
Тот льётся мёртвою водою;

А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила».                            

Александр Сергеевич Пушкин — не просто выдающийся русский писатель и художник, как принято считать «в народе», но и « жрец» Русской цивилизации, в основной своей работе «Руслан и Людмила», из которой «проросли» все другие его работы, описывает эпизод воскрешения Руслана, убитого Фарлафом, жрецом Финном:

И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мёртвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвёл; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встаёт Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает…

Вода у Пушкина является живой материей, носительницей и хранительницей божественных знаний, целительницей ран и средством воскрешения, тайной за семью печатями.

 После понимания этого всё становится на свои места: «мёртвая вода» призвана исцелить все «раны» Русской цивилизации, собрать воедино все многочисленные народы, её представляющие, и их культуры, а «живая вода» — «воскресить» её, вернуть её в русло исполнения своей миссии в русле Божьего Промысла, которая заключается в том, чтобы построить культуру, воплощающую идеал справедливости на Земле, сначала у себя, а потом распространить её на всю земную цивилизацию.

Крещение Руси монастырская медицина и лечение минеральными водами на источниках

С крещение Руси пришла монастырская медицина и ее бальнеологическая практика (наука о лечебных водах, климата и лечебной грязи  в лечебных целях):

Вместе с крещением Руси изменилось отношение к больным и принципам их лечения. Произошло это благодаря появлению монастырей, где страждущие всегда могли получить помощь. Монастырские больницы носили название «лечебницы» и странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.

        Впервые забота о здоровье людей приобрела массовый характер. Таким образом, во время эпидемий, бывших не редкостью в те времена, многие могли надеяться на помощь. Особенно это касалось обездоленных людей. Постепенно при монастырях стали открываться лечебницы и госпитали, где лечили всех, кто нуждался. Монастыри во время больших эпидемий превращались в госпитали.

Киев стольный град: Киево-Печерский монастырь, построенный в XI веке, стал первым таким местом. Его основатель Феодосий Печерский предложил организовать первую государственную систему, в которой монастырь становился центром опеки над больными.

В монастыре большим успехом пользовались родниковой водой, банями и минеральными источниками. А больных кожными болезнями лечили в теплой грязевых ваннах. Со временем в этом монастыре появилось множество талантливых целителей, которых нарекли чудотворцами, и даже после по сей день их мощи, хранящиеся в Киево-Печерской лавре, считаются святыми и чудотворными.

Вначале монастыри играли роль приемного покоя, где принимали, осматривали и направляли больных к соответствующим врачам – лечцам.

Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.

 В XII веке князь Никола Святоша, внук киевского князя Святослава Ярославича, отрекся от княжеского титула, стал монахом, и все свои деньги пустил на создания лечебницы при монастыре. В ней лечили местных монахов и паломников (странников), а называлось сие учреждение странноприимным домом. Никола Святоша был человеком, страстно стремившимся к знаниям. Немалую часть средств он потратил на организацию и пополнение книгами монастырской библиотеки. Скорее всего, в нее вошли книги и по врачеванию, возможно, в том числе авторства знаменитых древнегреческих лекарей. Потому что вскоре Святоша прославился как чудотворец, исцеляющий больных.

      С приходом христианства многие народные лекари и волхвы подверглись гонениям. Но были и те, которые приняли перемены как неизбежность времени и стали применять свои знания и умения в новых условиях. Возможно, именно таким знахарем был монах Агапит, который прославился лечением своими ванными с  теплой минеральной водой и однажды вылечил безнадежно больного сына Владимира Мономаха. Другой известный лекарь – преподобный Алипий был иконописцем, но заметил, что краски могут обладать лечебными свойствами и стал лечить ими больных, исцеляя даже прокаженных. В красках того времени использовалась глина и мел, которые обладали свойствами лечебной грязи  и оказывали антибактериальное действие на кожу больного. 

Особой любовью с древности у русского народа пользуются бани, что говорит о древних традициях развития . которые затем пришли в бальнеологию. Лечению минеральной водой. Бани строились на целебных источниках, которые были популярны среди народа. В древней Руси и по ныне большой популярностью пользуются бани. Бани для здоровья и чистоты тела и укрепления духа. Традиция использовать баню, чтобы снять усталость и зарядиться бодростью дошла из седой старины до наших дней. Но помимо этого баню можно отнести в разряд традиционных лечебно-терапевтических методов. Чем не терапия – попарить с дубовым веничком ревматическую поясницу? А чтобы отошла мокрота использовали распаренный березовый веник – лучшее лекарство от простуды.

Медицина в Новгороде использование минеральных вод и природных факторов в древней Руси

Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, бани, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.

Новгородцы одновременно с киевлянами (в конце IX — начале X вв.) приступили к строительству деревянных бань.

Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.

Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.

Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно Красивая и удобная одежда — не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI — XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.

Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.

Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф — 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.

Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани с использованием минеральной природной воды, запаривали травы, а также строили  «свитошные (прачечные).

В некоторых летописях можно найти описание врачебных действий. Так, если судить по «Изборникам Святослава» (1073, 1076), «Лицевой летописный свод», охватывающий период от «сотворения мира», содержит рисунки древнерусских  ванн с минеральной водой. Которые  использовались для лечения раненных воинов».

Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с болезнями сильных мира сего. Так, в «Повести временных лет (1044) говорится о постоянной повязке на основе лечебной грязи на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского и его лечения грязевыми повязками.

Гораздо подробнее и квалифицированнее освещает летописец болезнь Василия III (отца Ивана Грозного), приводит почти клиническое описание хода заболевания, которое было, по всей вероятности, гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит), которое он с успехом лечил теплыми минеральными ванными, горячими банями и повязками на сустав.

Запечатленные в летописях своеобразные «истории болезни руcских князей свидетельствуют об использовании и различных хирургических методов лечения Так, в Никоновской летописи описано, как в «лето  949 от Рождества Христова .) долго болевшему князю Дмитрий Юрьевичу Красному во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник врач-монах отец Осия: при сильном кровотечении он успешно использовал метод тампонады из измельченной глины и мха.

Одно из немногих известных имен — легендарная Евпраксия (1108-1180), внучка Владимира Мономаха, дочь князя Мстислава. В 1122 году ее выдали замуж за сына императора Византии Алексея Комнена и при короновании назвали Зоей. В Византии она изучила греческий язык и «много занималась в излюбленной ею области врачевания, быть может перечитала доступные ей медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.) и в результате сама написала руководство по медицине, где особое место уделила описанию терм (банного искусства римлян и греков).

Это руководство — один из древнейших русских лечебников  («Алимма»): единственный уцелевший экземпляр этого руководства хранился во Флоренции, в библиотеке Лоренцо Медичи. В конце XIX века российский историк Х.М.Лопарев обнаружил во Флоренции этот труд и приобрел копию греческой рукописи «Алимма. В рукописи, состоявшей из пяти частей, были приведены в определенную систему различные разрозненные медицинские сведения, в частности, описаны «наружные болезни» и приведены рецепты различных лекарств, рекомендовавшихся при заболеваниях кожи и зубов, рассказывалось о болезнях сердца и желудка, а  также лечебное действие минеральной воды в термах.  Наиболее известным целебным средством с тех времен, стал нарзан. Название это исконно русское и означает «богатырь-вода». Медицина волхвов не исчезла. Она стала частью нашей культуры и частично перешла в монастырскую и светскую медицину Руси. Она стала частью и нас.

Когда вы вновь будете полоскать горло теплой минеральной водой (нарзаном) с настоем ромашки, вспомните, что в далеком XI веке так же стоял у рукомойника широкоплечий кудесник Гора по наставлению своего волхва Мирослава (из летописи временных лет ).

      Дошедшая до наших дней, стала так называемая кислая вода или НАРЗАН. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».

Травничество Фитотерапия-

«Три оружия есть у врача: слово, растение, нож» — так говорил Авиценна, известный ученый и врач Средней Азии Х-ХI веков. У европейских медиков появляются «Салернский кодекс здоровья», поэма «О свойствах трав» Одо из Мена на Луаре и многое другое.

Зародилось на Руси траволечение со времен Богумировых около 10 000 лет назад.  Сохранились письменные свидетельства и на руническом письме и на древней китайском, тибетском и индийских языках. Некоторые легенды и предания о чудесных исцелениях с помощью лекарственных трав дошли и до наших дней. Уже в летописях есть истории о том, как соком травы вылечили от кровотечения князя Дмитрия Юрьевича, внука Дмитрия Донского, или о том, как девица Февромия, дочь лесника из града Китежа, травяной мазью исцелила от тяжелой кожной болезни Муромского князя Петра. Даже обычаи и пословицы русского народа говорят о том, какое значение придавалось здоровью: «Живи разумом — и лекарство не надобно», «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт» и т.п. Запреты, считавшиеся на Руси «грехом», а у многих народов облечённые в форму «табу», как правило просто выражают гигиенические требования. Например, есть яблоки только после «освящения» их в праздник Спаса предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о «сглазе» новорождённого говорит об опасности переохлаждения или заражения ребёнка, когда его рассматривают посторонние.


Знатоками трав, знахарями у славян были волхвы — служители дохристианских культов, которых старинные летописи называли еще «зелейниками». В деревнях во все времена реальную помощь и добрый совет люди могли получить только у целителей-ведунов и бабок-знахарок, которые бережно хранили накопленные поколениями народных мудрецов знания и опыт. Для знахарей и целителей сбор растений всегда был священнодействием. Каждый человек и каждое растение – это уникальные системы, настроенные на Вселенную. В древности целители считали, что расположение планет в момент сбора растений оказывает очень сильное влияние на качество приготовленного лекарства. Целебная сила растений зависит, например, от положения Луны во время сбора. В народе считалось, что день после Ивана Купала или его канун хороши для сбора всяких трав. Каждое растение имеет определенное время сбора, когда свойственная ему целительная сила достигает наибольшей величины.
Первый дошедший до нас письменный источник это — «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича» (1076 г.) дает описание многих лекарственных трав. До нашего времени сохранился травник «Мази», составленный внучкой Владимира Мономаха. Многие иноземные лекари стремились заимствовать опыт целительства на Руси, поэтому уже в IX в из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка (противотуберкулезное средство). Отвар коры ясеня, издавна использовался как у нас, так и за границей как противомалярийное средство. Об отваре побегов багульника, как об эффектном противокашлевом средстве, за границей также узнали от новгородцев. Новгородские лекари первые в Европе стали употреблять в пищу сырую печень трески при куриной слепоте. Они же первые рассказали в каких случаях применять панты (молодые рога оленей), чеснок, лук, редька, хрен, подорожник.

Настой листьев подорожника широко использовался при гнойных язвах наружно, а чеснок — при кишечных болезнях внутрь и в виде чесночной воды для обмывания всего тела при эпидемиях (чума, дизентерия и др.). Одновременно шел поток трав из других стран. Расширялись связи Руси с другими государствами, появлялись новые заморские травы из Александрии, Багдада, Генуи и Венеции. Искусные лекари научились пользоваться и этими травами, потом стали выращивать их у себя. В ХVI – XVII вв. уже появилось довольно много книг с описанием и использованием дикорастущих лекарственных растений: «Травоврач», «Зельник», «Жизненник» и др.
После долгих междоусобиц и татарского ига в 1581 году Иван Грозный основал Аптекарскую избу как самостоятельное медицинское учреждение России, одной из задач которой являлся сбор лекарственных трав и снабжение ими столицы и войска. Вскоре ее преобразовали в Аптекарский приказ, при котором в середине XVII в. была организована школа первых русских врачей. В этот период на Руси появляется все больше медицинской литературы, в том числе «Ветроградов»

(«Ветроград» означает — сад, цветник, огород) рукописных травников. Духовенство тоже не осталось в стороне, священники составляли руководства по лечению травами («врачебное художество невозбранно не только мирянам, но и инокам»). Монастыри всегда жили в своем замкнутом мире, и они гораздо раньше стали выращивать лекарственные травы, знали какая от какой болезни поможет, кроме того монахини всегда считали своим долгом помогать страждущим. Еще в XI веке киевский метрополит Ефрем приказал построить в Переяславле при монастыре «строение банное и врачеву» для бесплатного лечения приходящих больных. В ХVII веке значение траволечения еще более усилилось. Царь Алексей Михайлович иностранным лекарям предпочитал русских знахарей-травников, приказывал воеводам «собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их в Москву», а стольникам -высылать в купальскую ночь «искать серебряного цвету, интериновой травы, мятной и дягилу». При Петре I стали разводить аптекарские огороды, на которых выращивали «зелийные травы». Ими торговали в специальных «зелийных лавках». Заготовкой и сбором растений занимались специальные сборщики. Травы сушили «на ветру или в избе на легком духу, чтобы от жару не зарумянило», зашивали в холстины, укладывали в лубяные короба, обшивали рогожами, «чтоб из тое травы дух не вышел». Русские «зелийники» широко использовали полынь, крапиву, мяту, подорожник, ромашку, рябину, можжевеловые ягоды, кору дуба, «Иван-чай».

Исследовали целебные возможности лекарственных трав и знаменитые русские ученые. Профессора Н.М. Максимович-Амбодик (1714-1812 гг.) автора первого русского учебника по ботанике, считают основоположником современной русской фитотерапии. Он писал: «Чем больше с природою согласно будет врачевание приключающихся человеческому роду болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы от употребляемых лекарств впредь ожидать можно». Конечно, народные травники-знахари не располагали научными знаниями своих ученых коллег, но зато имели богатейшую практику траволечения; наблюдая за действием на организм тех или иных растений, перенимая опыт многих поколений знахарей. Народные травники использовали для лечения главным образом дикорастущие растения, наиболее богатые витаминами и эфирными маслами.
Сама жизнь учила людей познавать целебные свойства всего, что их окружает, будь то растение, камень или металл. Правда трудно сказать, что помогало больше – целебная сила растений или вера в помощь Всевышнего. В государстве Антов, предшественнике Киевской Руси, а до этого у скифов, обитавших в северном Причерноморье от Днепра до Дона (VII век до нашей эры — I век нашей эры), в лечебной практике с успехом употреблялось много растений. Скифы (потомки русского князя пор имени Скиф, по его имени возникла Скифия или Русь Скифская) разводили лекарственные растения в огородах, садах, как это было позднее в Киевской и Московской Руси.

Опыт скифов по лечению травами через антов был передан и использован лекарями-профессионалами и народом Киевской Руси. Этими профессионалами вначале были волхвы. Волхвы были знатоками лекарственных трав, или «зелий», и в летописях их часто называют «зелийниками».

С переходом к христианству лечение травами осуществлялось священнослужителями и одновременно народными лекарями — ведунами, знахарями. Это были первые носители медицинских знаний в Древней Руси, которые пользовались знаниями о лекарственных растениях и их лечебных свойствах, накопленными самим русским народом и передававшимся из поколения в поколение устно. В V-Х веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах и их лечебном применении из других стран, главным образом из Византии, откуда в Киев приглашали различных специалистов, в том числе и врачей.
О широком использовании растений для лечения в Древней Руси свидетельствует замечательный памятник русской культуры XI века «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича».
Переведенный в X веке с греческого на болгарский язык в Болгарии, а в 1073 году переписанный на Руси для Киевского князя Святослава, сына Ярослава Мудрого, этот компилятивный сборник наряду с другими медицинскими знаниями приводит описание ряда лекарственных растений, применявшихся в то время на Руси.

Позднее установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV открылась первая аптека исключительно для обслуживания царского двора по западноевропейскому образцу во главе с аптекарем, приглашенным из Англии. Умный и дальновидный государственный деятель, Иван Грозный понимал, что забот ‘только о здравии царствующего дома недостаточно для благополучного царствования его. Большое значение поэтому имело другое начинание, тоже в 1581 году, — основание Аптекарской избы, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Руси.
В конце XVI века при Борисе Годунове Изба была преобразована и стала называться «Обтекарьским приказом». Во главе был поставлен «обтекарьский боярин». В недрах приказа зародилось движение за использование и изучение на основе русской народной медицины отечественных лекарственных трав. Аптекарским приказом были привлечены широкие слои населения: специалисты-«травщики», крестьяне, казаки, ремесленники и их дети. Руководство сбором и обработкой растений на местах проводили лекари и аптекари из Приказа.

В XVII веке, судя по сохранившимся рукописным лечебникам и спискам среди собираемых Аптекарским приказом лекарственных трав, наиболее часах» встречались следующие растения: береза — лист, почки, сок; дуб — кора, желуди; земляника — лист, ягоды; липа — цветы; тополь— почки; хвощ— трава; черемуха— цвет. При Аптекарском приказе была организована школа, которая готовила первых русских врачей. В 1654 году в ней обучалось 30 стрельцов, часть которых позднее была направлена в стрелецкие полки. В Приказе собиралась специальная литература на различных языках, видное место в ней занимали и русские травники. Одновременно создавались аптекарские сады для выращивания лечебных трав. Сады эти были разбиты в Москве на правом берегу реки Неглинной, вдоль современной Моховой улицы, у Мясницких ворот, в Немецкой слободе.

При Петре I сбор и использование отечественных лекарственных растений получили более широкое развитие. В 1701 году он издал указ об учреждении в Москве 8 частных аптек; в 1714 году в Петербурге был основан «Аптекарский огород», ставший со временем Ботаническим садом АН России. Начались систематические научные работы в области фитотерапии. В 1732 году была напечатана первая научная статья о лечебных свойствах растений. Она была посвящена жимолости. В ХVIII веке профессии врача и ботаника часто совмещались. Передовые русские ученые положительно оценивали народный опыт траволечения и считали необходимым использовать для лечения растения, в первую очередь отечественные. За истекшие тысячелетия применения традиционной (имеющей научно доказательную базу) и  народной фитотерапии подтвердились целебные свойства многих растений.

В результате народного опыта нам осталась богатейшая сокровищница народных знаний о лечебных свойствах лекарственных растений и их лечебном применении.

Related posts
Без рубрикиРоссия

Документы

1 Mins read
Протокол первого заседания круглого стола представителей стран-членов ШОС, посвященного перспективе создания в рамкахШанхайской Организации Сотрудничества «Академии Традиционной Медицины»: МЕМОРАНДУМ о совместном сотрудничестве…
Без рубрикиРоссия

Наша география

1 Mins read
Москва, ул. Борисовские Пруды дом 16 корпус 4 помещение 1 Республика Алтай , Майминский район, с.Майма, ул. Карьерная, дом 2, корп 3,…
РоссияТропы

Оздоровительный туристический проект «Тропы здоровья Солох-Аула»

1 Mins read
Оздоровительный туристический проект «Тропы здоровья Солох-Аула» разработан Нестеровой Светланой ректором Академии Традиционной Медицины. Разработан новый оздоровительный туристический маршрут «Тропы здоровья Солохаула» на…
Академия Традиционной Медицины

Подпишись и получай самые актуальные новости от Академии народной медицины.