Становление

1996 — Тибетская медицина встреча с Далай ламой

1 Mins read

Традиционная тибетская медицина

Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв.[1] Сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы.[2]
В современной медицинской науке оценки тибетской медицины неоднозначны.[1]
Основу тибетской медицины составляет учение о трех ньепа («виновниках»)[2]:
• лунг (Вайли: rLung) — ветер
• три (Вайли: mKhris-pa) — желчь
• бадкан (Вайли: Bad-kan) — слизь

Жизнь в тибетской медицине определяется как «пульсация», а здоровье и болезни считаются зависящими от «пульсирующих» сущностей — «ветра», «желчи», «слизи».
Большое значение в тибетской медицине придаётся воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей[3], диететике[1]. В основу терапии было заложено использование природных казино игри средств растительного и животного происхождения (до 1000 наименований лекарств): «Нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства».[3] Учение о лекарствах подразделяется на отдельные дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления.[2]


Чжудши[править | править код]
Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета (5 в.). Основной текст — «Чжудши» («Четыре основы», также Жуд-Ши, Чжуд-Ши) — составляет предмет тибетской медицины. Текст написан по сочинениям индийских авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в теоретическом осмыслении восходит к текстам тантры и абхидхармы.
Чжудши состоит из следующих частей[2]:

• «Ца-чжуд» («Дефиниция, или определение медицины»),
• «Шед-чжуд» («Теоретическая медицина»),
• «Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина»),
• «Чи-чжуд» («Фармацея», или «Инструментарий медицины»).
Дальнейшее развитие тибетской медицины связано с такими тибетскими медиками как Ютогба Йондан-гомбо младший (1112—1209), написавший «Восемнадцатичленный» комментарий на «Чжудши», Десрид Санчжай Джамцхо (1653—1705), написавший труд «Лхантхаб» («Руководства по терапии») в качестве дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментарий к «Чжудши»).[2]
В России трактат Чжудши впервые был опубликован в 1988 году[4].

Изучение и использование тибетской медицины
Первые сведения о тибетской медицине в Европе сообщил венгерский тибетолог А. Чома де Керёши. В России её изучением до октябрьской революции занимались Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и другие. В 1875 году в Петербурге была открыта клиника и амбулатория тибетской медицины. В дальнейшем исследованием занимались Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е., Чойжинимаева С. Г., в Институте лекарственных растений в Москве, Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом институте, Бурятском филиале Сибирского отделения РАН.[2]
Традиционная тибетская медицина наиболее широко применяется на Тибете. Популяризация этого направления медицины считается одной из важных задач правительства этой страны.[5] Знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились и накапливались в тибетских монастырях, часто под покровом тайны. Сегодня крупнейшие университеты Тибета (Tibet University of Traditional Tibetan Medicine, the Qinghai University Medical School) предлагают курсы, доступные всем желающим[6].
В настоящее время традиционная тибетская медицина продолжает использоваться на Тибете, в Индии, Непале, Бутане, России (Сибирь), Китае и Монголии. Кроме этого, в последние десятилетия она приобрела некоторую популярность также в Европе, Северной Америке и других регионах.

Программа Международной Академии Традиционной Тибетской Медицины (IATTM) «Основы традиционной тибетской медицины»
iattm.ru
Обучение очно-заочное. Принимаются все желающие. Студенты получают большой объем информации (модуль) от квалифицированного преподавателя и домашнее задание на семестр. Успешно завершившим программу 4-летнего курса и сдавшим выпускные экзамены выдаются сертификаты от государственной клиники ТТМ г. Синин (КНР, пров. Цинхай (тиб. Амдо) и от IATTM (на территории Российской Федерации не являются официальными документами, дающими право на врачебную деятельность).
Преподаватели:
Доктор Нида Ченагцанг (ректор IATTM), профессор Комджо Ванду (профессор Университета ТТМ г. Лхаса, научный консультант IATTM). преподаватели из Тибета, России, европейских и др. стран.
Расписание:
Занятия проводятся в разных городах РФ: один и тот же модуль может повторятся несколько раз в течение года (см. расписание на главной страниице сайта). Завершение каждого учебного года для студента определяется успешно пройденными экзаменами и полученными сертификатами за каждый учебный модуль, независимо от места проведения занятий.
I курс
1 модуль — «Тантра основ» (база всей ТТМ);
2 модуль — «Питание и поведение» (+ Профилактика (чудлен) и Деятельность врача);
3 модуль — «Формирование тела» (Эмбриология, анатомия, физиология);
4 модуль — «Тонкая анатомия» (эн. каналы, энергии, тхигле) — преп. доктор Нида Ченагцанг;
Самостоятельное изучение — «История ТТМ»;
II курс


1 модуль — «Общая патология» (этиология, патогенез);
2 модуль — «Диагностика и принципы лечения»;
3 модуль — «Фармакология» (основы, фармакогнозия, лекарства);
4 модуль — «(1 раздел III Тантры) Патология 3 Жизненных начал»;
III курс
1 модуль — «(3) Болезни Жара» (Цава);
2 модуль — «(5) Патология 5 жизненных и 6 полых органов»;
3 модуль — «(10) Женские болезни», «(9) Детские болезни», «(11) Психиатрия»;
4 модуль — «(12) Травматология», «(13) Токсикология», «(14) Омоложение», «(15) Лечение бесплодия и усиление потенции»;
IV курс
1 модуль — «(2) Внутренние болезни», (4) «Болезни верхней части тела», (6) «Болезни половых органов»;
2 модуль — «(7) Разрозненные болезни», «(8) Спонтанные язвы»;
3 модуль — «Углублённое изучение фамакологии» (заменители, укрощения и т.д.);
4 модуль — «Обзор всего 4-летнего цикла. Заключительные объяснения по «4 медицинским Тантрам».
В расписании возможны изменения и добавления, необходимые для оптимизации и повышения уровня образования. В каждом модуле дополнительно предусмотрены часы занятий по диагностике (последовательное изучение уровней диагностики по пульсу и моче) и внешним процедурам (тибетской акупунктуре, кровопусканиям и т.д.). Каждый год в августе для студентов МАТТМ организуются поездки в Тибет для проведения практических занятий по внешним процедурам (ванны, кровопускания и т.д.), знакомства с организацией производства лекарств и разными вариантами практики ТТМ, а также посещения мест, связанных с практикой традиции Нгакпа.
По окончании 4 лет обучения студенты пишут и защищают дипломную работу по выбранной теме (см. «Рекомендации по написанию дипломной работы» на главной странице сайта), затем сдают выпускной экзамен сначала в МАТТМ, затем — в Колледже ТТМ в г. Синине (Амдо, пров. Цинхай, КНР).
Дополнительные рекомендации: :
Изучение тибетской грамоты, то есть, уметь читать и правильно писать по-тибетски: в Академии организуются занятия по тибетскому языку. Если студент уже изучал или изучает тибетский, то это засчитывается.
В ходе занятий 4-летнего курса изучаются внешние процедуры. При этом рекоммендуется освоить эти методы на более глубоком уровне на курсах Кунье (тибетский массаж и другие внешние процедуры). То же касается и других расширенных куросов: Лечение мантрами, Саче (тибетская геомантия), Анализ сновидений и Йога сна, Астрология, Йога Неджанг. Также рекомендуется посещать занятия, проводящиеся преподавателями из Тибета (проф. Ванду и другими). Так как организация их приезда требует большой подготовительной работы и преодоления административных барьеров, такие курсы не часто проводятся. Поэтому каждый приезд таких врачей — уникальная возможность получить драгоценные учения. И, даже, если это темы будущих занятий — есть большой смысл получить знания именно сейчас.


Традиционно врачи ТТМ параллельно с изучением собственно медицины практиковали теорию и медитации из цикла Юток Нинтик: до XII века — только внутри семейной линии Юток, после — среди всех врачей, изучавших «Четыре медицинских Тантры» («Гьюши»). Эти практики и теория способствуют углублению понимания «Гьюши» и развития способностей диагностировать болезни и лечить их с помощью внешних методов, а также просто благодаря силе благословения линии передачи учителей ТТМ.
Уникальность курса:
Доктор Нида Ченагцанг — талантливый преподаватель и квалифицированный тибетский врач, который подает Традиционную Тибетскую Медицину в странах Запада в понятной и доступной европейцам форме. При этом знания не становятся только теоретическими, они применимы на практике в условиях местных культур и климатических особенностей, сохраняя при этом дух учений ТТМ.
Курс тибетской медицины проводится в традиции основателя ТТМ великого врача Ютокпы Младшего (XII век) по базовому тексту «Гьюши» («Джудши»), поддерживая все духовно-этические правила, которыми должен руководствоваться врач и духовно развитый человек.


Традиционная Тибетская Медицина принадлежит всем жителям Земли и как естественный и экологичный подход к здоровью может принести огромную пользу каждому, независимо от веры и национальности.
Что такое Ку Нье?
Массаж Кунье восходит к практике врачей древнего Тибета (3900 лет назад) и является практикой Традиционной Тибетской Медицины. Кунье устраняет дисбалланс энергий после проведённой диагностики и применения специальных масел, настоянных на целебных субстанциях. Деревянные палочки и камни широко используются как часть терапии для оказания давления на разные части и точки тела. Это помогает быстрому восстановлению душевного и физического здоровья.
«Ку» буквально означает ‘покрывать’ или смазывать тело терапевтическими маслами, которые впитываются в кожу и питают организм, а «Нье» относится собственно к массажу. Техники Нье включают замешивание, растирания и надавливание на мышцы, сухожилия, различные точки и каналы. «Чи» — финальная часть Кунье терапии, она заключается в снятии масла с тела с использованием гороховой или ячменной муки. В основу из муки могут быть добавлены различные ингридиенты в зависимости от диагноза и индивидуального состояния. Другое известное название Кунье — Джукпа (Tib. Byugpa)
Традиционная Тибетская медицина состоит из двух основных частей: профилактика болезней и раздел лечения болезней, подразделяющийся на четыре основные категории:

  1. Диета
  2. Стиль жизни и поведение
  3. Лекарства растительного происхождения
  4. Внешние виды терапии
    Кунье принадлежит к четвёртой категории лечения, является частью внешней терапии Традиционной Тибетской Медицины и используется для поддержания и восстанавления балланса организма. Другие виды внешней терапии включают в себя различные типы прижиганий, терапию палочками, банки, водные процедуры, массаж камнями и ракушками, компрессы.
    Омолаживающие и восстанавливающие свойства Кунье упоминались во многих древних тибетских трактатах, включая «Бум Ши», «Джуд Ши», и его комментарии, в медицинских текстах из пещеры Дуньхуан (Donhuang). Преимущества Кунье заключаются в удалении накапливающихся в теле токсинов, увеличении жизненной энергии, смягчении и уменьшении разных видов боли, успокоении нервных расстройств, включая бессонницу, депрессию и беспокойства.
    Добро пожаловать к истокам Тибетский традиции Лечения Мантрами
    Корни Лечения Мантрами(ЛМ) уходят глубоко в древность. Мантры, о которых здесь пойдёт речь, возникли из древних Тибетских традиций: медицинской и духовной. Они просты в употреблении, обладают глубоким воздействием, и легко доступны каждому, независимо от возраста, пола, этнической или духовной приобщённости.
    Это официальный вэбсайт тибетского Лечения Мантрами, которому обучает и даёт прямую передачу доктор Нида Ченагцанг. Эти мантры по очереди были переданы доктору Ниде как часть глубокой устной и письменной традиции, в основном проистекающей из линии Накпа, прямым держателем которой доктор и является.
    Цель сайта — дать краткое пояснение, о пользе мантр как в излечении заболеваний, так и в поддержании и укреплении здорового состояния. Таким образом, каждый, кто проявит интерес, сможет найти способ получить эти знания и немедленно применить их на практике для оздоровления себя и окружающих.
    Все обучающие курсы представлены Международной Академией традиционной Тибетской медицины (IATTM), Совместно с Институтом Нак-Манг (Ngak-Mang Institute).
    Что такое Лечение Мантрами?
    Тибетское лечение мантрами- это могущественная форма лечения, берущая своё начало в древности, базирующаяся на философии Взаимозависимого Происхождения всех явлений. Философия взаимозависимого происхождения говорит о том, что все явления во Вселенной тесно взаимосвязаны: ни один предмет, человек или событие не существуют сами по себе; все действия, мысли или события влияют на остальные существующие явления. Через более глубокое осознание взаимозависимого происхождения мы сами можем стать творцами собственной реальности и влиять на важные аспекты своей жизни, в том числе на здоровье. Мы можем использовать эти методы для лечения проявлений энергетических расстройств, какими являются случайные травмы и болезни.
    Современные физики признают то, что во многих древних культурах было известно уже много сотен лет: энергия и форма взаимоизменяемы, они просто являются разными проявлениями одних и тех же изначальных составляющих.
    Традиционная Тибетская медицина (ТТМ) описывает эти изначальные составляющие, или потенциальности как Пять Элементов. На самом тонком уровне пять элементов обладают психо-физической активностью, дающей энергию для развития ментального, эмоционального и духовного аспектов нашей жизни, также как на более грубом уровне они формируют базу для физиологического существования. Разъясняя сущность этих изначальных тонких энергий ТТМ использует пять видов чувственного восприятия и их объекты, каковыми являются форма, звук, прикосновение, вкус и запах, с точки зрения терапевтического подхода к ним.
    Лечение мантрами сосредоточено на энергии звука как средстве врачевания. Тибетское лечение мантрами использует древние и секретные мантры: компилируя суть природных звуков, или применяя слова из древних Санскритского и Тибетского языков.
    Что такое Мантра?
    Мантра — это чистая сущностная энергия Звука. Звук в своём основном изначальном проявлении обладает бесконечной потенциальностью, поэтому начитывание мантры является соединением и работой с очень специфичными тонкими энергиями. В практики лечения мантрами оздоровительный эффект достигается благодаря использованию этой техники.
    Санскритское слово Мантра пришло из Древней Индии. Буквально оно означает: «Спасти ум от страдания и болезни». В Тибетском языке термин Мантра означает слово Нак (Ngak, tib. sNgags), а практикующего этот метод лечения называют Накпа (Ngakpa).

Часто люди, услышав слово мантра, думают о Буддийской или Индуиской религии и ассоциируют это слово с некой молитвой. Это связанно с тем, что эти религии используют энергию мантр, для достижения духовной цели. Имеется и другое применение мантр, которое, однако, менее известное. Это лечение мантрами, то есть использование специфических мантр для лечения болезней. Существует много различных мантр для устранения многочисленных физических и умственных проблем.
Как работает Лечение Мантрами?
Излечивающий эффект мантр проявляется в силу принципа Взаимозависимости.
В Традиционной Тибетской медицине, само излечение болезни никогда не является единственной целью, как в Западной медицине. Каждый орган или определённая область тела ассоциациируются с различными, взаимосвязанными аспектами. Поэтому Тибетская медицина, вместо того чтобы сосредоточиться лишь на одной проблеме, вероятнее, обратит внимание ещё на десять: основную область заболевания и соответствующие ей зоны, а также на взаимоотношения между этими зонами.
В Тибетской медицине предполагается, что появлению болезни предшествует некоторая форма базового тонкого энергетического нарушения. Лечение мантрами использует энергию звука как средство устранения этого базового энергетического нарушения, излечения первопричины и соответствующих влияющих факторов, а не занимается работой с одними только симптомами.
Для чего можно использовать Лечение Мантрами?


Существуют буквально сотни различных мантр для лечения, некоторые из них направленны на устранение конкретных проблем, как например:
Диарея, Рвота, Запор, Вирусы, Простуда, Инфекция, Прыщи, Переломы, Детские Ожоги, Кровотечение от открытых ранений.

Есть также Мантры, помогающие при излечении хронических заболеваний, например:
Нарушения Плотных Органов как, например, Сердце, Лёгкие, Печень, Селезёнка, Почки; Нарушения Полых Органов как, например, Желчный пузырь, Желудок или Кишечник; нарушения функций Зрения Слуха; снятие болевых симптомов.

Есть мантры для восстановления 3-х «стихий» (Ветра, Желчи и Слизи). В Тибетской медицине эти 3 Стихии считаются тремя жизненными энергиями в теле — болезнь проявляется при дисбалансе этих трёх жизненных начал.

Имеются также Мантры от «Ста Болезней». Тибетская Медицина говорит обо всех болезнях как о вариациях нарушений базовой энергии. Данные мантры могут излечить любые нарушения; они очень эффективны при лечении комплексных заболеваний или когда причина болезни неясна.
Основные примеры данного типа мантр:
Дордже Готраб (Dorje Gotrab) — Мантра Нерушимых Доспехов
Пава Дру Нга (Pawa Dru Nga) — Мантра 5 Гневных Символов
Бэт Шима (Bat Shima) — Мантра Четырех Сокрушающих Сил

Что означает Передача на Мантры?
Под получением мантры подразумевается получение на неё Прямой Передачи. Так как мантры фактически — форма энергии в звуке. Через прослушивание мантр мы получаем возможность начитывать их для себя, для того чтобы проявить их излечивающее действие и лечить других.
Мантры традиционно передаются непосредственно от Мастера к ученику.
Обычно, в Тибетской духовной традиции передача учений является тройной активностью:
• Мастер дает устные наставления к учению, «khrid» — это подробные инструкции о том, как выполнятся практика.

• Мастер передаёт звучание корневого текста, «lung» — студенты получают передачу через слушание и слышание. Между Мастером и учеником устанавливается особая связь через звук.

• Мастер исполняет фактический уполномочивающий ритуал, «wang» (Tib. dbang), давая способность и разрешение делать практику. В духовной традиции Ваджраяны это самая важная часть передачи.

Однако в традиции лечения мантрами процесс передачи гораздо более простой и заключается только в одном из перечисленных шагов. Для получения передачи действительно важно, чтобы ученик услышал, как мастер громко произносит мантру. При этом процессе звук вибрации мантры аккумулирует сущность лечебной силы, не только самой мантры, но также и всей мудрости и лечебной силы всей Линии Передачи Целителей, которые использовали и передавали эти мантры раньше.
Человек, который не имеет такой передачи или связи с энергией, не может получить пользы от применения мантры, даже начитывая её много раз. Использование мантры без передачи может не только быть совершенно бесполезным, но и фактически принести вред.
Эффект лечения мантрами может быть удивительно мощным, глубоким и иногда намного более далеко идущим, чем действие лекарств. Лечение мантрами часто дает очень быстрые результаты, которые могут быть особенно очевидны в болезнях, где другие лекарства оказались неэффективными.
Происхождение Лечения Мантрами.
Практика лечения мантрами практикуется много тысяч лет в разных духовных традициях, и была известна еще в древнем Тибете, Монголии и Индии.
Самое древнее упоминание о лечениях мантрами имеется в традиции Бон. Лечение мантрами применяется в Буддизме, в Индуизме, очень распространено на языке Хинди. В других традициях — Христианстве и Мусульманстве это называется духовной молитвой. В основном, духовные мантры считаются закрытыми, тайными, и только последователь конкретной веры может узнать их значение. Лечебные мантры, в общем, не имеют таких ограничений, и все заинтересованные могут получить передачу на них. Первая запись о мантрах использующихся в лечебных целях находится в знаменитом Тибетском медицинском тексте Бум-Ши («Bum Shi») (сборник Устных Положений о Медицине). Автор этого текста — Чебу-Трише (Chebu Trishe) первый Тибетский врач. Он был сыном Шенраб Мивоче (Shenrab Miwoche) — основатель философской традиции Бон, жил приблизительно 3.900 лет назад. Будда Шакьямуни также передал много лечебных мантр в сутре «Zhang Dus» (Собрание Мантр), приблизительно 2.500 лет назад.
В дополнение к этим знаменитым историческим личностям есть много высоко реализованных духовных мастеров, живших в Тибете и открывших собственные лечебные мантры. Это практика спонтанного обнаружения качеств мантр ссылается на терма собственного ума или терма как спрятанные сокровища. В традиции Бон и в Буддизме таких тертонов больше тысячи. Знаменитые тертоны (индивиды, которые обнаруживают спрятанные сокровища) Дранпа Намка (Dranpa Namkha), Сангье Лингпа (Sangje Lingpa), Дордже Лингпа (Dorje Lingpa), Падма Лингпа (Padma Lingpa), Мигьюр Дордже (Mingyur Dorje) и Дуджом Лигпа (Dudjom Lingpa).
Как использовать Лечебные Мантры
Лечебные мантры используются для самолечения и лечения других людей. Традиционно имеется 6 главных путей использования лечебных мантр. Применяемый метод зависит от природы заболевания и специфического средства, через которое проходит функция мантры. Мантра непрерывно начитывается определенное время, соблюдая разные виды дыхания. Дыхание представляет сущность голоса и поэтому содержит тонкую энергию звука. Вибрация мантры аккумулирует энергию звука и создаёт излечивающую среду. Это используют в следующих методах:

Нгак-Чу (Ngak Чу) — мантровая вода. Дыхание дуется на воду которая затем выпивается.

Нгак-Мар (Ngak Mar) — мантровое масло. Дыхание дуется на масло которое либо потребляется, либо втирается на болезненном участке.

Тса-Нгак (Tsa Ngak) — мантровая соль. Дыхание дуется на соль, которую затем прикладывают к больному месту. В некоторых случаях соль можно сначала нагреть.

Нгак-Фу (Ngak Phu) — мантровые руки. Руки трутся вместе, и дыхание дуется на них, тогда они прикладываются к телу на проблематичной области.

Чаг-Нгак (Chag Ngak) — металлическая мантра. Дуют на горячий металл, и его прикладывают разными способами.

Нгак-До (Ngak rdo) — мантровый камень. Дыхание дуется на теплые камни, и прикладывают их к проблематичной области.
Лечения мантрами разностороннее и может применяться другими способами в дополнение к указанным методам. Иногда практикующий может просто начитывать мантру про себя, иногда пациент слышит начитывание. Некоторые части тела могут быть уполномочены одетыми на них мантрами, написанными на листочках бумаги в специфических цветах. Мантры могут быть сделаны в виде амулетов, которые носят для предохранения от болезни. Специальные мантры пишутся на рисовой бумаге, которая съедается для создания внутренних излечивающих эффектов. Благовония, уполномоченные мантрами могут сжигаться для лечения или очищения. Мантры пишутся на стенах домов для охранного эффекта. Настоящие Тибетские лекарства и благовония всегда уполномочены мантрами.
Как Лечение Мантрами относится к Тибетской Медицине
Тибетская медицина — естественная природная медицинская наука, которая основана на поддерживающем равновесии Трех Жизненных Начал (Ветра, Желчи и Слизи), тонкие энергии которых проникают везде и составляют физическое тело. Когда Три Жизненных Начала уравновешиваются, тело и разум поддерживают здоровье, при несоответствии Трех Начал, проявляется болезнь.
В Тибетской медицине две основные цели:

  1. Предупреждение болезни — через здоровое питание и правильный образ жизни.
  2. Лечение болезни, когда болезнь проявилась.
    В ТТМ лечение включает четыре базовых категории:
  3. Соблюдения питания
  4. Правильное поведения
  5. Принятие лекарств
  6. Применение внешней терапии
    В некоторых текстах лечение мантрами упоминается как пятый метод лечения.
    Лечение мантрами может быть использовано отдельно в качестве обработки в собственном виде, или совмещено с любыми лечебными воздействиями для усиления их эффектов.
    Совместно с питанием, мантрами обычно уполномочивали пищу в терапевтических целях или для детоксикации вредных веществ. Мантры могут использоваться для создания более удобного и безопасного пространства вокруг дома и внутри помещений, или в рабочей среде, чтобы усилить сообщение и увеличить производительность. Нарисованные мантры носятся в качестве амулетов для предохранения от несчастных случаев, повреждений или защиты от провокаций духов. Мантры усиливают эффекты лекарственных препаратов. Во время производства традиционных Тибетских лекарств декламируются лечебные мантры, включая энергию звука в сложные комбинации лекарственных трав и минералов для усиления излечивающих свойств.
    Психология — неотъемлемая часть традиционной Тибетской медицины.
    В TTM рассматриваются все возможные психологические и психиатрические проблемы. Причиной и следствием являются расстройства нарушения равновесия жизненной энергии Лунг (Ветер), в частности, нарушение Согд-Зин Лунг — Ветер держатель Жизни. Обитает в голове и соединяет ум и сердце. Это самый главный вид тонкого ветра, уже присутствующий в момент зачатия ребенка. Он раскрывает сознание и соединяет тело, ум и энергию. Управляет процессами проглатывания пищи и жидкости, работой органов чувств, регулирует память и исполняет многие функции нервной системы, порождает все остальные виды ветра. Средства для устранения этих расстройств в ТТМ основываются на питании, поведении, приеме лекарств и внешних терапиях, которые применяются комплексно для создания согревающего, умиротворяющего эффекта, чтобы успокоить и уравновесить энергию Ветра.
    В отличие от Западной медицины, где тело и разум не изучается как единая энергосистема, TTM рассматривает в интегрированном виде энергию ума, энергию речи и энергию элементов тела в сочетании с энергией элементов окружающего пространства. Поэтому для максимального эффекта при лечении любого вида заболеваний и расстройств необходимо соблюдать питание, жизненный стиль, прием лекарств и принятие внешних процедур которые используются в разных комбинациях.
    Основа курса «Психология и Йога Сновидений в ТТМ»
    Это курс для людей интересующихся ТТМ, и изучающих психологию и йогу сновидений. Курс раскрывает следующие темы:
    • Базовые теории (TTM)и основы (Джуд-Ши)
    • Основы Буддисткой философии и взаимоотношение TTM с Концепцией Разума и Сознания в Тибетской культуре
    • Медицинский анализ сновидений и анализ сновидений во сне и наяву
    • Анализ философии влияния сознания в осознанных сновидениях на различные уровни собственного существования и излечивающей возможности йоги сновидений
    • Внешние методы для обработки психологических нарушений: 60 видов расстройства ветра и их современные диагнозы
    • Лекарственные травы и минералы из раздела TTM фармакопеи, которые применяются для лечения умственных заболеваний и болезней нервной системы
    Изучение снов в традиционной Тибетской медицине — обзор курсов
    Изучение снов в Тибетской культуре очень древнее, интересное и иногда поразительно освобождающе точное. Сны могут быть проанализированы различными способами: в религиозных целях, для предсказания будущего, раскрытия прошлого или в медицинских целях.
    Тибетские доктора имеют глубокое, непосредственное понимание взаимоотношения между снами и здоровьем, так как сны являются проявлением работы Ветра Держателя Жизни. Тантрическая Духовная Традиция (ТДТ) и ТТМ описывают три базовых компонента для проявления снов — Осознанность, тонкие Лунг энергии, Каналы и Чакры, которые являются необходимыми элементами для проявления снов.
    Традиционно при изучении йоги сновидений применяют очистительные методы и практики, позволяющие укрепить чакры и каналы, а также анализируют воздействия на чакры и каналы собственной энергии речи и дыхания с разными вибрационными частотами голоса.
    Уровень 1. Введения в сновидения.
    Этот 5-дневный курс представляет собой увлекательное и интенсивное погружение в Тибетскую йогу сновидений, которое очень похоже на изучение состояния мечтающего ума днем, или изучение работы Ветра Держателя Жизни днем и ночью. Практическая и теоретическая части хорошо уравновешены и дают всестороннее представление об этом обширном предмете. Темы включают:
    • Определение сознания и разума в Тибетской культуре, различные подразделения сознания.
    • Энергия Ветра — тонкая жизненная энергия: виды грубой энергии ветра и их функции; взаимодействие энергии Пяти Элементов Пространства с Пятью Элементами Тела, Речи, Ума, их функции и свойства в теле.
    • Чакры и каналы в теле, их функции и влияния на сновидения.
    • Взаимоотношения между сознанием, чакрами и каналами.
    • Способ проявления снов через пять органов чувств.
    • Взаимоотношения между сновидениями и Традиционной Тибетской медициной. Классификация сновидений согласно Тибетской медицинской теории.
    • Взаимоотношение между временем и снами.
    • Анализ сновидений у здоровых людей: Опыт сна. Значение символов в сновидении.
    • Анализ сновидений у больных людей: Диагностика болезни по сновидениям. Сны для использования прогноза при лечении.
    • Введение в работу со снами: как сны могут использоваться для лечения блокировки энергии и разума.
    • Сны и духовная практика. Понимание различия между обыкновенными, символическими и пророческими сновидениями.
    • Введение в йогу сновидений; глубокое знание о практики сновидений в Тибетской традиции.
    Уровень 2. Йога Сновидений во сне и наяву
    7-дневный курс, который расширяет знания и технологии развития сновидений изучивших уровень 1, позволяет студентам углубить их практические навыки. Основной упор делается на психологию в ТТМ и работу в сновидениях.
    Психология в Традиционной Тибетской Медицине включает изучение Разума и Эмоций. Рассматриваются следующие темы:
    • Психологические и Эмоциональные проблемы в TTM, причины и симптомы нарушения ветра, тонких жизненных энергии; провокации.
    • Сравнение снов у здоровых и больных людей.
    • Средства для понимания кошмаров и работы с ними.
    • Лечение психологических и эмоциональных нарушений в TTM: обработка точек тела через внешнею терапию, акупунктура, прижигание, травяные составы для ванн и компрессов.
    Работа со снами базируется на практике сновидений — использование снов для лечения блоков энергии и разума. Студенты учаться использовать специальные мантры для фокусировки энергии в состоянии сна, благодаря чему появляються осознанные сновидения. Работа со снами также помогает справиться с ночными кошмарами.
    Уровень 3. Практика сновидений
    Этот пятидневный курс расширяет знания и техники, приобретённые студентами на 1 и 2 уровнях, позволяет студентам углубить практику сновидений. Исторически, практика сновидений — важная часть Тибетской Тантрической духовной традиции, поэтому данный курс включает духовный аспект, и студенты начинают понимать как йога сновидений используется для достижения реализации.
    Студенты узнают, как усилить собственную йогу сновидений, прояснить пророческие и лечебные сны с помощью следующих методов:
    • Специальные мантры
    • Йогическое дыхание и упражнения
    • Изучение подготовительных поведений и питания для йоги сновидений
    • Практика в тишине для распознавания созерцания в состоянии покоя
    • Влияния на сновидения растущих и убывающих циклов луны, и специфических астрологических конфигураций в соответствии с Тибетским лунным календарем, для аккумуляции тонких энергий и усиления сновидений.
    Уровень 4. Йога Сновидений
    Самое глубокое исследование и практика сновидений в рамках Тибетской традиции. Йога Сновидения является интенсивной формой самосовершенствования разума и реальности, где индивидум учится задействовать свой потенциал через ментальные йогические упражнения. Йога Сновидений подразумевает обучение Разума внутри Сновидений. Обучение Разума включает осознанность, размышление и визуализацию.
    В Тибете медицина и астрология тесно связаны, потому что у этих наук одна основа — теория пяти первоэлементов. Именно благодаря тому, что они имеют один фундамент, астрология помогает врачу находить верные и кратчайшие пути к излечению от болезней. Пятый Далай лама постановил, что врачи обязаны изучать астрологию наравне с медициной.
    Если опираться на базовую теорию о том, что наше тело состоит из пяти элементов, и внешний мир тоже состоит из пяти элементов, тогда ясно, что гармония внешнего и внутреннего, их целостность в потоке времени является основой здоровья.
    Программа по астрологии 2 уровня:
    Nadtsi Thangshang Rangmo (гороскоп болезней) Janag Dhikor (семейный гороскоп) Shintsi (гороскоп возможной смерти) и некоторые методы для предотвращения астрологических препятствий (знакомство со старинными ритуалами)
    Организатор: IATTM

Программа: астрология элементов.
Учебники: «Jungtsi Man-nag Dawai Oxer» Лочена Дарма Шри и «Pagsam Jonshang» Лхамо Цультрим. Очень познавательно изучить оба подхода, изложенные в этих книгах.

Что такое тибетская астрология: история развития
Астрология это древнее искусство расчетов и интерпретаций соотношений небесных светил и явлений.
Тибетцы разделяют науку астрологию на два больших раздела — это астрология элементов «Джунци» (Gyung-rtsis) и астрономия «Карци» (Karrtsis).
Астрология в Тибете развивалась тысячелетиями. На тибетскую астрологию повлияла местная религиозная традиция Бон и более позднее появление в стране буддизма. Кроме того, эта наука впитала в себя знания из соседних государств, в числе которых Индия, Китай, Персия и Греция. Так образовалась уникальная традиционная тибетская астрология.
Практики древнего тибетского Бона еще тысячелетия тому назад использовали теорию пяти элементов и систему астрологических предсказаний. Доктрины Бона представляли детально описанную систему, состоящую из разделов и подразделов. Два из них были посвящены астрологии и медицине.
Со 2-го столетия до нашей эры астрология элементов стала очень широко применяться и оставалась очень близкой к традиции Бон на протяжении сотен лет.
Когда в Тибете распространился буддизм (7 век н.э.), астрология получила новые возможности.
В восьмом веке нашей эры развитие астрологии достигло своего апогея, и эта наука стала изучаться наряду с Дхармой и медициной. В то благодатное время на тибетский язык перевели множество текстов по Дхарме, а высокие стандарты установленные учеными того времени, до сих пор вдохновляют учащихся Института медицины и астрологии.
Как работает тибетский астролог:
Тибетский астролог делает предсказания по четырем аспектам жизни, исследуя восемь Парка, девять Мева, двенадцать животных и пять элементов в сочетании с годом, месяцем, днем и часом рождения человека.
Используя астрологию элементов в сочетании с индивидуальным гороскопом, тибетский астролог может построить натальную карту, гороскоп совместимости супругов, годовые предсказания, медицинские предсказания и расчет времени смерти.

«Факультет геомантии Са Че»
Что такое Са Че?
Тибетское искусство геомантии мало известно на Западе. Са Че уходит корнями в древние времена Тибета к философии Бон, и находится под глубоким влиянием Буддизма. Сегодня эта древняя наука, ранее служившая королям, доступна каждому и позволяет создать наиболее конструктивную окружающую среду для большего успеха, благосостояния, счастья и здоровья.
Искусство Са Че полезно для всех, так как позволяет создать наилучшее окружение для большего успеха на работе и дома. От него зависят счастье, богатство, взаимоотношения и здоровье человека. В Са Че даются подробные рекомендации по выбору благоприятного земельного участка, дома или квартиры. Рекомендации по благоустройству зданий и помещений, по планировке, форме, интерьеру с учетом вашего личного места позволяют создать максимально благоприятную среду для жизни и бизнеса.
Тибетская геомантия Са Че и широко известный сегодня Фэн-шуй — это разные системы, отличающиеся философией, подходом к анализу и определению понятия баланса энергий места или дома. Са Че касается толкования или анализа земли. Основополагающим принципом тибетской геомантии являются пять элементов. Если опираться на базовую теорию о том, что наше тело состоит из пяти элементов, и внешний мир тоже состоит из пяти элементов, тогда ясно, что гармония внешнего и внутреннего оказывается основой здоровья.
Са Че и тибетская медицина.
Существует очень тесная связь между Тибетской Медициной и Са Че. Фундаментальный принцип, лежащий в основе тибетской медицины — это баланс, и посредством изучения Са Че мы анализируем внешние влияния, здание, в котором живём, а также влияние, которое оказывает на нас окружающая среда. По этой причине тибетская медицина сосредоточивается на исследовании Са Че, с целью проанализировать дом, прилегающие районы и т. д., чтобы создать равновесие между человеком и окружающей его средой. Геомантия может быть весьма полезна для обнаружения причин заболевания, которые могут быть тесно связаны с состоянием дома.
Экология.
Са Че проявляет большое уважение к природе. Геомантия учит жить и действовать в гармонии с окружающей средой, что особенно актуально в наши дни. В восточных культурах с древних времен Считается, что из-за отсутствия должного уважения или в связи с каким-либо ненадлежащим поведением по отношению к окружающей среде с человеком может случиться несчастье или болезнь.
Курс «Тибетская геомантия Са Че»
Предназначен для тех, кто хочет привнести в свою жизнь еще больший успех, благосостояние, позитив и конструктивность. А также научит всех, интересующихся тибетской медициной, создавать наилучшие условия для здоровья и жизни человека и избегать негативных влияний.
В программе Са Че первого уровня:
• История Са Че
• Связь Са Че и Тибетской Медицины
• Тантрическое и астрологическое Са Че
• Основные понятия теории первоэлементов
• Пять элементов и их взаимоотношения
• Определение элемента рождения и личное место в доме
• Защитные триграммы Парка
• Внешнее и внутреннее Са Че, четыре защиты
• Благоприятное и неблагоприятное окружение
• «Счастливый» и «несчастливый»
• Выбор места для строительства
• Наилучшая планировка квартиры, зданий и помещений
• Са Че для земельного участка
• Позитивные и негативные формы в вашем окружении
• Метафоры в Са Че
• Гармонизирующие и защитные амулеты и символы
Вы научитесь:
· Устанавливать баланс и равновесие, при котором наше тело ощущает максимум жизненных сил и здоровья
· Использовать Са Че, чтобы привнести в свою жизнь богатство, здоровье, хорошие взаимоотношения, успех
· Определять благоприятные места в своей квартире, доме, офисе
· Оптимально располагать мебель с учетом даты рождения жильцов
· Исправлять недостатки существующих строений и помещений
· Защищаться от негативных влияний и усиливать позитивный потенциал помещений
· Находить наилучшие места в квартире, доме, офисе для сна, работы, другой важной жизнедеятельности
· Располагать кровать, рабочее место, плиту, камин, зеркала, другую мебель и предметы интерьера, создавать правильное освещение
· Закладывать вазу богатства
· Определять благоприятные места для строительства зданий
· Наилучшим образом планировать здания и помещения: определять подходящие места для входа, окон, кухни, сна, работы, другой важной жизнедеятельности
· Использовать позитивные символы и амулеты
· Определять и использовать свои благоприятные и неблагоприятные направления
· Создавать наилучшую обстановку на садовом участке.
По окончании выдается сертификат. Специально для курса разработана рабочая тетрадь.
Легенда Са Че.
Поисковая группа из четырёх человек пришли к озеру Манасаровар. Они путешествовали с белым быком, имеющим черное ухо, который нёс их багаж. Неожиданно над озером появился другой бык, и быки начали биться друг с другом. Бык из озера был невероятно сильным, и хозяин быка, Мачигпелки Дорджи, в ярости разбил голову озерного быка дорожной палкой. Раненый бык скрылся в озере. После этого происшествия из озера вышла красивая женщина, украшенная драгоценностями. Кьянг Го Намкха (один из участников экспедиции) спросил ее: «Кто вы? Куда вы идёте?» Она ответила: «Я дочь короля Нагов. Зачем вы разбили моему быку голову? Зачем вы все сюда пришли? Чего вы хотите? Куда вы идёте?» Кьянг Го Намкха ответил: «Мы приехали сюда, чтобы произвести расчеты, и мы просим простить нас за то, что нанесли вред вашему быку». Они просили Нагиню научить их необходимым расчетам, на что Нагиня ответила: « Какие вычисления вы хотели бы совершить и что у вас есть в дар?» Кьянг Го Намкха ответил, что у него есть золото, Мачигпелки Дорджи поднёс быка, Сидпа Тулге Миво поднёс золотой слиток размером с овцу, Чонгро Митсар Ташинг предложил свою лошадь. Нагиня приняла подношения, затем приказала им принести песок и медленно сыпать его перед ней. Затем она совершила для поисковой четвёрки подробные вычисления, которые позднее стали известны как Саче.
Введение в Саче.
На элементы каждого человека оказывают различное влияние элементы той страны, в которой он находится в данный момент.
В силу дисгармонии между элементами может развиться ряд болезней.
При оценке учитываются ландшафтные образования земли и очертания неба. Затем производится оценка на предмет соответствия критериям, указанным ниже.

Нанг Че
(Выбор места для строительства Дома и необходимые наблюдения):
Все мы испытывали последствия переезда. Место постройки дома оказывает огромное влияние на нашу жизнь, благополучие, здоровье, отношения с близкими и т.д.
Выбор места строительства — это неотъемлемая часть Саче.
Особенно важно выбрать место расположения кухни и то место, где будет расположена печь или плита (так называемый очаг), резервуар с водой или водопровод, основной кухонный шкаф, а так же направление входной двери. Все эти параметры крайне важны и должны непременно учитываться.
Несоблюдение этих правил может привести к дисгармонии в семье, плохому состоянию здоровья, упадку благосостояния, эмоциональным срывам т.д. В случае появления признаков снижения благосостояния в семье, учащения происходящих с членами семьи неприятностей, необходимо или внести изменения в имеющиеся постройки, или сменить место проживания, что непременно принесет изменения в лучшую сторону.
В целом важно помнить следующие четыре условия при постройке вашего дома:
Направление главного входа: Это должна быть очень красивая дверь или парадный вход с направлением на Восток или Юг.
Место плиты: Лучшее расположение места для готовки пищи — это Западное направление.
Расположение источника воды в доме: в Южном направлении.
Расположение главного кухонного шкафа: это должно быть место в тени, где хозяева хранят свои основные сбережения, чаще это угол дома. В этом шкафу хранится посуда, и к нему примыкают полки.
Зная ключевые позиции, вы с лёгкостью измените негативные ситуации и достигните в своей жизни позитива и конструктивности, избежите вредных влияний и различных препятствий, сможете выявить и выгодно использовать имеющиеся условия окружающей вас природы.
Метод поиска положительных и негативных возвышенностей, находящихся за вашим домом.
Обследуйте местность за и перед домом, справа и слева от дома, чтобы выявить наличие и благоприятность расположения воды, дороги, деревьев. Исследуйте, благоприятно ли расположены возвышенности и горы.
Изучите так же следующие обстоятельства:
Хорошее и плохое кладбище.
Есть или нет поблизости Ступа.
Спрятанные сокровища.
Монастырь или место для отшельничества.
Исследуйте дом.
Год мужского или женского знака из 12 животных.
Изучение базиса, фундамента.
Изучение хорошего и плохого Лен.
Кладбище в Саче считается очень важным образованием.
По этой причине мы оцениваем благоприятное и неблагоприятное место нахождения кладбищ в данной местности, в соответствии с тремя силами жизни (Сог-Лу-Вангтанг), души (Ла) и сознания (Сем). Сила Жизни может быть отсечена демонами; так же сознание следует карме, а душа (Ла) покидает тело после смерти и может оставаться на кладбище. Поэтому, если кладбище расположено в правильном месте, то срок жизни Ла будет увеличиваться, вследствие чего живущие родственники будут счастливы, но возможна и диаметрально противоположная ситуация, в результате которой возникают болезни и несчастья. Говорится, что, когда труп находится в плохом Саче, то в этом случае могут пострадать даже животные.
Пример хорошего Саче:
Во времена царствования короля Сонгтен Гампо построили храм. В результате правильного Саче в Тибет прошёл Буддизм. Король Трисонг Децен попросил астролога, Бидже Тенпа, проверить Саче места, в котором они строят Храм Самье Цуглаг Кханг. Астролог исследовал место на предмет позитивных знаков, и его ответ был – «У места хорошее Саче».
«Холм на некотором расстоянии от большого монастыря Самье, как белая раковина Кхон, прыгающая в небо. Другой холм, так же вблизи большого монастыря Самье, как бирюзовый лев, прыгающий в небо. Холм на Востоке, как царь, сидящий на тюфяке. Четвёртый холм, как груда драгоценностей. Долина, как раскрывшийся лотос. Красные скалы, как коралловый лев, прыгнувший в небо, подобное жидкому маслу или крыше из сливочного масла. Южная река подобна зеленому бирюзовому Дракону, который совершает прогулку в небо. Четыре горы, символизирующие увеличение богатства, холм «чобо», как совершенная драгоценность, означающая, что святая преемственность должна проявиться в этих местах; некоторые холмы похожи на камень вушанг и камень скарчунг, которые означают, что люди наслаждаются своим счастьем и имеют долгую жизнь; занг ги ру лаг — возможно рождение умного министра, но может проявиться конфликт или даже открытое противостояние, поскольку чёрная гора выглядит, как разгневанный монгол т.д. Изучив все Саче, астролог обнаружил счастливые предзнаменования.
В Тибет был приглашён Великий мастер Падмасамбхава, который по пути подчинил всех демонов Тибета. Он построил храм для устранения плохого Саче. В итоге Храм Самье был построен успешно, и царь осуществил свои намерения.

Практика Юток Нинтик
(тиб. gyu thog snying thig bla sgrub sdug bsngal mun sel)

Юток Нинтик это необычайно важная практика для врачей и целителей Традиционной тибетской медицины (ТТМ). Юток Нинтик переводится как «Cокровенная сущность учений Юток». Она была разработана с намерением объединить врачебную и духовную практики в единое целое. Это достигается благодаря гармоничной интеграции тела, сознания и энергии человека в тончайшей форме пяти первоэлементов.

Эти учения основаны на коренном тексте «Юток Нинтик» и комментариях к нему.
История традиции
Считается, что Юток Йонтен Гонпо Младший (1126-1202) передал «две драгоценности»: Четыре Тантры (rgyud bzhi) и Юток Нинтик (gyu thog snying thig). Эти учения получил от него ближайший ученик Сумтон Еше Зунг (тиб. sum ston ye shes gzungs), который сохранил их и ввёл традицию передачи Четырёх Тантр и Юток Нинтик как единой системы.

Учения Юток Нинтик в непрерывной линии преемственности были получены доктором Нидой Ченагцангом (sman pa nyi zla lce nag tshang) от кенпо Трору Ценама (mkhan po khro ru tshe nam). Разрешение на дальнейшую передачу этого учения было получено им от наиболее уважаемого хранителя Юток Нинтик и Традиционной тибетской медицины Мичо Кхедруб Гьяцо Ринпоче (mi bskyod mkhas sgrub rgya mtsho rin po che).
Коренной текст Юток Нинтик
Коренной (то есть базовый) текст Юток Нинтик представляет собой изложение духовного учения семьи Ютог, где духовные практики, йога и медитация рассматриваются как неотъемлемые части обучения ТТМ. Его содержание включает в себя следующие темы:
• Нёндро — предварительные практики
• Четыре вида Гуру-йоги Ютока
• Большая глава по тибетской медицинской янтра-йоге (‘khrul ‘khor) (физические упражнения)
• 15 глав по клинической медицине и отдельным патологиям (включая нарушения Трёх жизненных начал, инфекционные болезни, травмы, отравления)
• Полное руководство по практике Ваджраяны:
• Кьерим (bskyed rim) — практики стадии порождения (практики Трёх корней)
• Дзогрим (rdzogs rim) — практики стадии завершения: руководство по шести йогам (йоги Внутреннего огня, Иллюзорного тела, Ясного света, Сновидений, Бардо, Пхова)
• Дзогчен (rdzogs chen) — самоосвобождение Сансары и Нирваны
• Практика Мендруб (sman sgrub), целительные и защитные мантры
• Практики медицинских Защитников
• Наставления по особому методу пульсовой диагностики, когда практикующий проводит духовное затворничество и выполняет специальные медитации в течение месяца, что является подготовкой к к более глубокому пониманию пульса пациента
• Сама по себе практика Юток Нинтик связана в развитием особых способностей — всеведения и ясновидения — которые затем помогают врачу стать великим целителем
В тексте излагаются все эти темы, а также объясняется способ их интеграции в медицинскую практику.
Учебный курс
Впервые полный курс учения Юток Нинтик становится доступным западным ученикам. Полный курс учения будет преподан в восемнадцати ретритах, начиная с Нёндро (предварительных практик). Каждый ретрит будет проводиться в течение восьми дней в условиях компактного проживания в месте проведения занятий. Во время занятий потребуется соблюдение традиционных условий: в эти дни не едят мясо, рыбу, яйца, не пьют алкоголь и не используют другие опьяняющие вещества. На занятиях выполняется совместное пропевание традиционных текстов по-тибетски (перевод прилагается) и на санскрите (в основном, мантры) и осуществляются соответсвующие медитации.

ЗАНЯТИЯ ПО ЮТОК НИНТИК ОТКРЫТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СЕРЬЁЗНЫЙ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ И ПРАКТИКЕ ТИБЕТСКОГО ЦЕЛИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Об интеграции ТТМ на Западе
Интервью с доктором Нидой, на этот раз о процессах интеграции тибетской медицины на Западе.

Журнал ТТМ: С какими трудностями как доктор тибетской медицины Вы сталкиваетесь в своей практике в Западных странах?

В Западных странах существует много проблем, с которыми встречается доктор ТТМ. Во-первых, в Западных странах не признаются дипломы, полученные в Китае, Индии и азиатских странах, хотя и быть официально практикующим врачом также трудно. Также существуют трудности с приобретением травяных лекарств, и сырья для этих лекарств. Многие компоненты лекарств официально не признаны Западной медициной или их использование и вовсе запрещено. Таким образом, ввоз трав или уже приготовленных травяных лекарств с Востока может быть препятствием для практикующих ТТМ на Западе. Некоторые виды внешних процедур: таких как кровопускание или иглотерапия встречает сопротивление среди пациентов на Западе в силу недостатка знаний, побочных эффектов и пользы от действия этих лекарств.
Единственным решением на данный момент может быть то, что изучающим тибетскую медицину необходимо иметь диплом Западного образца или сотрудничать с западными клиниками и институтами для того, чтобы работать с западными докторами. Мне бы хотелось, чтобы в будущем наша программа по изучению ТТМ была аккредитована в западных странах.
С другой стороны, применение внешних процедур ТТМ, таких как массаж Ку-Нье очень подходит западному обществу. Всего лишь несколько специалистов по массажу Ку-Нье имеют официальное разрешение на применение этого массажа в оздоровительных и СПА центрах на Западе. Это хороший пример того, какие шаги можно предпринять для дальнейшего развития ТТМ на Западе и именно по этой причине мы прилагаем большие усилия по обучению массажа Ку-Нье.

Журнал ТТМ: Что Вы скажете о контроле качества Тибетских лекарств, которые поступают из различных аптек и тех, которые изготовленны в разных местах?

Важно знать где было произведено лекарство. Если лекарство было изготовлено в известных и признанных учреждениях таких как Лхаса, Мециханг, Дхармасала и т.д. большая вероятность того, что качество лекарства хорошее.
Не следует доверять коммерческим и некоторым частным компаниям на Востоке, вследствие того, что в лекарствах, изготовленных на продажу, может не хватать каких-либо составляющих, а для мелких частных компаний сложно достать все необходимые субстанции для приготовления лекарственных составов.

Хорошее качество травяных лекарств зависит от следующих условий:

• Соблюдение гигиенических требований.
• Изготовление лекарств должно быть основано на стандартных рецептах по изготовлению в соответствии с первоисточниками
• Ядовитые составляющие укрощены надлежащим образом и в соответствии с указаниями рецептурника.
• Сырье было собрано в чистых местах, где вода и воздух чистые без каких-либо химических примесей (в настоящее время все больше травяных лекарств смешивается с химическими веществами, которые являются опасными для здоровья).

Журнал ТТМ: Получается, что довольно трудно приобрести необходимые составляющие для изготовления тибетских лекарств. Как найти такие составляющие на Западе, если некоторые из них растут только в Гималаях?

Суть Тибетской медицины в том, чтобы использовать сырье, растущее в местных регионах. Существуют определенные растения, которые растут везде, мы должны понять какие именно и найти их в Западных странах. Тем не менее есть растения, которые растут только в определенных местах, исторически они были ввезены в Тибет из соседних стран, но в настоящее время можно найти их заменители в других местах, основываясь на принципах ТТМ. Такой подход активно используется в Монголии, при котором докторов учат правильно подбирать заменители свойственных данной местности тибетских растений, основываясь на знании вкусов и их действий.
Выращивание лекарственных растений в Европе важный шаг на пути интегрирования ТТМ на Западе. Существенным шагом будет выращивание на Западе растений, которые чаще других используются в фармакопеи ТТМ, таких как шафран, гранат и т.д.

Журнал ТТМ: Приобрести Тибетские лекарства также сложно… Как преодолеть юридические формальности и препятствия при ввозе таких лекарств из восточных стран?

Я думаю, что лучшим решение будет производство Тибетских лекарств на Западе, используя травы и минералы данной местности. Мы можем стать независимым источником лекарственных препаратов для своих нужд.
Мы надеемся, что производство травяных лекарств в мире скоро будет разрешено юридически, и в этом случае ввозить лекарственные препараты с Востока на Запад можно будет беспрепятственно.

Журнал ТТМ: А что Вы скажете о защите натуральных лекарственных средств? А также редкие растений и животных?

На Востоке не хватает защиты природных источников и это становится большой проблемой. Существует опасность исчезновения особо редких лекарственных растений. Большинство фармацевтических компаний недальновидны и ориентированы на потребительский рынок. Тибетский фармацевтический рынок открыт для многих стран и становится чрезмерно большим – только в Китае и Индии 200 млн. пациентов принимают тибетские лекарства. Также растет потребление тибетских лекарств и на Западе. Такая тенденция наблюдается впервые за всю историю ТТМ и конечно трудно обеспечить необходимым количеством рынок лекарств. Поэтому возникает необходимость в защите и выращивании редких растений. Необходимо изучить и выделить какие именно растения находятся на грани исчезновения. Следующий шаг будет направлен на принятие мер по их защите, в той местности, где они растут, а также необходимо начать выращивать их на Западе.

Защита диких животных также чрезвычайно важна, т.к. существование диких животных необходимо для поддержания баланса нашей планеты и здоровья человечества. Мы не можем использовать редкие растения, которые являются пищей для многих видов животных для личных целей.

Журнал ТТМ: На что пациенту необходимо обращать внимание, чтобы понять что перед ним хороший тибетской доктор? Как найти квалифицированного практикующнго врача или доктора ТТМ?

Это правда, что нужно быть аккуратным в выборе Тибетского доктора. Не у каждого Тибетского доктора или лекаря с Запада, есть соответствующее медицинское образование, а также позиционирование себя как доктора ТТМ может оказаться ложным. Лекарства, а также внешние процедуры, назначенные пациентам от таких докторов, могут быть опасны.
Мне бы хотелось, чтобы была создана международная организация, для установления определенных стандартов обучения докторов ТТМ по всему миру, а также для осуществления контроля над качеством обучения молодых докторов-преподавателей в учебных учреждениях.
Например, когда Вы приходите на прием к Тибетскому доктору, то следует спросить о его квалификации, о наличии сертификата, который выдают в Лхасе, Амдо (Синин, Шанхай) или Дхармасале практикующим докторам ТТМ, а также о его обучении. Также следует спросить изучал ли доктор 4 Тантры подробно. Мнения других пациентов возможно также окажутся полезными.

По-моему мнению, сотрудничество между Западными и Тибетскими докторами также очень важно. Очень хорошо, когда Тибетский доктор знает основы Западной медицины. Эти знания, в свою очередь, помогут избежать серьезных ошибок, которые могут иметь место, если у Тибетского доктора недостаточно знаний о действии Западной медицины (например, резкая отмена Западных лекарств во время лечения по системе ТТМ может оказаться опасным для гипертоника).

Журнал ТТМ: Спасибо за ответы д-р Нида.

Related posts
РоссияСтановление

1993 Российская медицина Сибирь сокровище русского долголетия

1 Mins read
Исторические аспекты развития российской традиционной медицины с древних времен до сегодняшних дней. Исторический очерк. Древнее искусство врачевания природными средствами Древние книги славян…
Становление

1997 - Индийская медицина встреча с наследниками йоги Патанджали

1 Mins read
АюрведаАюрве́да — традиционная система индийской народной медицины. Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) Аюрве́да (आयुर्वेदः от санскр. आयु «āyu» и वेद «veda» —…
Становление

1998 - Арабская медицина наследие Авицены страны средней Азии

1 Mins read
Ибн Сина бриллиант арабской исламсой медицины ru.wikipedia.org›Ибн СинаАбу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на (перс. ابو علی حسین…
Академия Традиционной Медицины

Подпишись и получай самые актуальные новости от Академии народной медицины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.