Становление

1998 — Арабская медицина наследие Авицены страны средней Азии

1 Mins read

Ибн Сина бриллиант арабской исламсой медицины

ru.wikipedia.org›Ибн Сина
Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎ — Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā), известный

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на[2][3] (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎ — Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā), известный на Западе как Авице́нна[4] (Афшана близ Бухары, 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский[5][6][7][8][9][10][11] учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274[12]. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира[13].

Родился в семье исмаилита из Балха, переселившегося под Бухару. В действительности, точная дата рождения — как и смерти (обычно указывается или просто месяц шабан, или первая пятница месяца Рамадан 428 года по лунной хиджре) — неизвестна. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».


В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Абу Али ибн Сина в 997 году переехал из Бухары в Хорезм,[14] где прожил 15 лет до 1012 года. В 997—998 гг. Бируни вел переписку с Ибн Синой по различным вопросам космогонии и физики, воплощенную в форме вопросов и ответов. В Ургенче Ибн Сина посчастливилось работать в Академии Мамуна, где уже сформировалась передовая научная элита Среднего Востока. В их числе были ученый-энциклопедист Абу Райхан Беруни, астроном медик Абу Сахл Иса ибн Иахйа ал-Масихи, которому Ибн Сина посвятил свой труд об измерении углов. Кроме этого среди ученых были медик Абу-л-Хайр ибн ал-Хаммар, Абу Наср ибн Ирак — племянник хорезмшаха и др. Основы двух трудов, составивших славу Ибн Сины, «Канона врачебной науки» (Ал-Канун фит-т-тибб) и «Книги исцеления» (Китаб аш-шифа) закладывались в Хорезме — в Ургенче. «Канон врачебной науки» был начат в Хорезме в 1000 г., а закончен около 1020 г.[15] В 1012 году Ибн Сина покинул Хорезм и направился в Хорасан.
В 1015—1024 гг. Ибн Сина жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать учёного и вновь назначить своим министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла[en], где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
Наследие
Книга исцеления
Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Первая страница рукописи Канона Авиценны, датированная 1596/7 годом (Йельская медицинская историческая библиотека, Кушинг арабский ms. 5)
Основные медицинские произведения Ибн Сины:
• «Канон врачебной науки» (или Канон медицины, «Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения[16][17].
• «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
• «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
• «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
• «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
• «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
• «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
• «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
• «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
• «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
• «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
• «Рисола-йи жудия» — описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
• Копия арабской рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 в Багдаде. Институт рукописей Национальной академии наук Азербайджана в Баку

Оздоровительные упражнения
Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.
Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.


Химия
В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
Астрономия
В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами.[18] Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные учёные сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте.[19] Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.[20]
Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.
Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.
В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.
Механика
Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы — средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником[21]. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.
«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы — оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.
Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами[22].
Философия

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран
В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворённых форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».
Ибн Сина написал учебник «Логика» (1031 или 1035 г.). «Логика, — писал он, — есть наука, при помощи которой познаются различные методы перехода от вещей, наличных в человеческом уме, к вещам, познание которых он стремится приобрести». Ибн Сина был сторонником того взгляда, что логические категории и правила должны соответствовать вещам. Предмет логики, говорил он, — решение проблемы общего и отдельного. Общее существует в самих вещах, но оно существует также до вещи и после вещи. Мышление – это познание общего. В его теории познания нельзя не видеть элементов сенсуалистической тенденции, поскольку без чувственных познаний, по Ибн Сине, невозможен познавательный процесс.
Логикой Ибн Сина называл науку о формах мышления. Она входит в состав философии наряду с физикой (учении о Бытии) и математикой. Логика состоит из четырёх частей: понятие, суждение, умозаключение и доказательство.
Ибн Сина исследовал взаимоотношение субъекта и предиката в суждении, конъюнктивные суждения, взаимозависимость категорических и условных суждений. Ему было известно выражение импликации через дизъюнкцию и отрицание по формуле: ( ) ≡ ( ), где → – знак импликации, соответствующий союзу «если…, то…» в обычной речи, ≡ — знак эквивалентности, ∨ — знак дизъюнкции (союз «или» в соединительно-разделительном смысле), ¬ p — отрицание p.
Критика
Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.
Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не даёт возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.
Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.
Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.
Психология
Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времён года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной жёлчи).[23]
Литература
Многие серьёзные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

От праха чёрного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
• Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
• Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:
• Ослиных черт у них такое изобилье,
• Что тот, кто не осел, у них слывет неверным. • Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
• Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
• Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
• Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь. • Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
• Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
• С подобным другом впредь не должен я дружить:
• Беги от мотылька, когда он с гадом был![24][25]

Основные литературные работы Ибн Сины — философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.[26].
Публикации сочинений
• Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. — Сталинабад, 1957.
• Ибн Сина. Канон врачебной науки : В 5 т. — Ташкент, 1956—1960.
• Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». — Душанбе, 1967.
• Ибн Сина. Послание о любви. — Тбилиси: Мецниереба, 1976.
• Ибн Сина. Избранное. — М.: Книга, 1980.
• Ибн Сина. Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1980.
• Аль-Бируни, Ибн-Сина. Переписка. — Ташкент: Фан, 1973.
Музыка
Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:
• «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
• «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
• раздел о музыке в «Книге знания».
С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции[27]. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними[26].
Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии[27].
Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он даёт подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.
Великий учёный также является изобретателем распространённого в Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.
Память

20 таджикских сомони с портретом Авиценны
• в 1980 году в Узбекской ССР отмечалось 1000-летие со дня рождения Ибн Сины и был издан «Канон врачебной науки» в 5 томах.
• 4 июля 2006 года постановлением правительства Таджикистана пик Ленина был переименован в пик имени Абу Али ибн Сины.
• В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния.
• В Таджикистане в честь Авиценны названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее носившая название «пик Ленина».
• В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник работы азербайджанского скульптора Омара Эльдарова.

Статуя Авиценны в составе Павильона персидских учёных перед офисом ООН в Вене, Австрия
• В июне 2009 года Иран подарил отделу Организации Объединённых Наций в Вене (Австрия) Павильон персидских учёных, размещённый на центральной площади Мемориала Венского международного центра. Павильон персидских учёных включает в себя статуи четырёх известных учёных: Авиценны, Бируни, Закарии Рази (Рейз), Омара Хайяма[28]
• В селе Афшана в Узбекистане существует музей Авиценны.
• В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али ибн Сина.
• В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.
• Именем Ибн Сины назван астероид Авиценна, открытый 26 сентября 1973 года советским и российским астрономом Людмилой Ивановной Черных[29].
• В честь Ибн Сины назван кратер на Луне.
• В честь Ибн Сины названа программа Авиценна (Avicenna), созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы[30].
• В Ташкенте именем Авиценны названы два жилых массива — Ибн-Сина −1 и Ибн-Сина-2.
Именем Ибн Сины названы улицы:
• в Самарканде,
• в Бухаре,
• в Усть-Каменогорске,
• в Уч-Кургане (Узбекистан),
• в Донецке,
• в Ташкенте.

Надгробие Авиценны, Хамадан, Иран
В художественной литературе
• «Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) — повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри[31][32].
• Ной Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
• В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздаёт некоторые моменты из жизни персидского врача.

Впечатляющие достижения арабов в медицине: от…

До возникновения ислама между магическими обрядами и медициной существовала тесная связь. Были ли известные арабские и мусульманские врачи магами и колдунами, история умалчивает. Однако можно сказать точно, что их открытия оказали огромное влияния на становление медицины как науки.
Сначала Всемогущий Аллах создал землю, а затем людей, болезни и лекарства. Когда все мировые цивилизации осознали великий замысел Всевышнего, то начали искать способы исцеления от различных заболеваний. На протяжении многих поколений люди развивали медицину таким образом, что на сегодняшний день каждая цивилизация может похвастаться тем, что внесла свой вклад. Особо следует отметить арабскую и исламскую цивилизации, которые сыграли большую роль в развитии медицины.
Арабская медицина до ислама
Арабская медицина до ислама была тесно связана с религиозными обрядами, оккультизмом, магией и предсказаниями, что полностью удовлетворяло потребность людей того времени. Многие средневековые врачи, включая Абу аль-Аббаса ибн Абу Усайбиа, автора знаменитого сочинения «История врачей», считают, что йеменские колдуны были первыми, кто заложил основы медицины на Аравийском полуострове.
Между магией и медициной существовала тесная связь, поэтому колдун был в первую очередь врачом, который лечил больных с помощью колдовства. К слову, жрецы лечили своих пациентов, обращаясь с мольбами и молитвами к богам, поэтому медицина была одной из основных специализаций жреца в доисламскую эпоху. По этому поводу иракский историк Джавад Али в своей книге «История арабов до ислама» написал, что «люди распространяли вести о прибытии монахов и проповедников в Мекку, среди которых были те, кто занимался лечением болезней».
Подобный случай произошел с пророком Мухаммедом. Об этом говорится в книге «Итхаф аль-вара биахбар Умм аль-Кура» Наджма ад-Дина ибн Фахда аль-Мекки: «Когда у Посланника Аллаха разболелись глаза, его дед Абд аль-Мутталиб отвел его к монаху, который занимался лечением болезней глаз».
На Аравийском полуострове существовало множество медицинских практик: прижигание ран огнем, кровопускание, зашивание ран, ампутация конечностей, лечение гнойных ран и язв с помощью наложения повязок, пропитанных специальными настойками на основе трав и меда. Кроме того, арабы подкрашивали глаза сурьмой для лечения воспалительных процессов таких, как конъюнктивит, помутнение роговицы или стекловидного тела. Также они использовали оливковое масло для лечения запоров и заживления ран.
Большинство историков сходятся во мнении, что арабы оказали большое влияние на становление медицины как науки. К сожалению, до нас дошло не так много документальных подтверждений о медицинских практиках того периода, но достоверно известно, что арабские врачи получили знания в ходе наблюдений за природой и контактов с соседними цивилизациями благодаря торговле и хаджу. Таким образом, в мусульманском мире появились врачи, которые не были никому известны до рассвета ислама.
Арабская медицина на заре ислама
Еще до возникновения ислама в мусульманском мире были известны имена таких врачей, как Аль-Харит ибн Калада ат-Такафи, Ан-Надр ибн аль-Харит, Ибн Аби Рамта ат-Тамими и Димад ибн Таальба аль-Азди, которые были современниками пророка Мухаммеда.
Аль-Харит ибн Калада ат-Такафи много путешествовал и изучал медицину в персидской Джундишапурской академии. По его словам, «химья (диета) — источник всякого исцеления, а желудок — дом всякой болезни. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд». Существует даже хадис, в котором говорится, что когда Саад ибн Абу Ваккас заболел, Посланник Аллаха велел ему отправиться на лечение к Аль-Хариту.
Ибн Аби Рамта ат-Тамими жил во времена пророка Мухаммеда и практиковал хирургическое лечение заболеваний и травм. Димад ибн Таальба аль-Азди был другом пророка Мухаммеда в доисламскую эпоху, поэтому он лечил больных, обращаясь за помощью к ветру.


Медицина во времена пророка Мухаммеда
Пророк Мухаммед не умалял важность медицины и лекарств, поэтому он был главным защитником врачей в свое время. Он говорил, что «знания — это две науки: тело и религия», то есть Посланник Аллаха не разделял медицину и религию.
Посланник Аллаха имел собственные взгляды на лечение и химью (диету). Он сам практиковал кровопускание, призывал своих товарищей к ведению здорового образа жизни и умеренности во всем, рассказывал о лечебных свойствах различных продуктов питания и напитков, а также уделял много внимания заботе о душе. Когда пророк Мухаммед залечивал раны, полученные в битве при Ухуде, он распорядился установить палатку для медсестры Руфайды аль-Исламии рядом с собственной палаткой, чтобы она имела возможность заниматься ранеными.
Вклад арабских и мусульманских врачей
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази родился в 865 году в Иране. Он внес значительный вклад в различные науки, включая медицину, химию и физику. Кроме того, ар-Рази часто называют «имамом медицины» своего времени, так как к нему приезжали желающие получить знания со всего света.
Советница Асада: Запад захватывает наши проливы, как при колониализме (Al-Mayadeen)
Al Mayadeen
30.07.2019Ему принадлежит множество важнейших медицинских трудов и сочинений, одним из которых является «Китаб аль-Мансури», где содержится подробное анатомическое описание всех человеческих органов. У него есть еще одна известная книга — «Аль-Хави», которая представляет собой медицинский справочник. К слову, он был обязательным для изучения студентами-медиками в Европе вплоть до XVII века, а трактат «Оспа и корь» был главным пособием для выпускников университетов вплоть до 1617 года.
Среди наиболее важных достижений Абу Бакра Мухаммеда ар-Рази можно назвать открытие некоторых химических процессов таких, как дистилляция, кристаллизация и фильтрация. Также он был первым, кто изобрел швы, целебные мази и инструмент для измерения удельного веса жидкостей.
Иранский ученый был первым, кто придумал записывать историю болезни. Он прикалывал к каждой кровати листок, на котором записывал динамику состояния своего пациента и лекарства, которые ему давал. Ар-Рази смог получить алкоголь, путем брожения сахара. Кроме того, он обнаружил гортанный нерв и заложил основу первой медицинской помощи.
Немецкий востоковед Сигрид Ханке говорила о нем: «Ар-Рази обладал обширными медицинскими познаниями. Он постоянно жаждал новых знаний, разыскивая их повсюду: в книгах, больных пациентах и химических экспериментах».
Али ибн Иса аль-Кихал
Багдадский врач Али ибн Иса аль-Кихал — отец арабской офтальмологии, который внес большой вклад в развитие учения о глазных болезнях.
Аль-Кихал систематизировал знания арабских окулистов о глазных болезнях, симптомах, причинах и методах лечения. Он описал височный и черепной артериит, а также нашел связь между этими заболеваниями и проблемами со зрением при мигрени. Кроме того, он был первым, кто предложил использовать гипноз и наркотическую анестезию при хирургических операциях.
Он также выдвинул теорию о зрительном процессе. По мнению аль-Кихала, душа сначала выходит из глаза, а затем возвращается обратно и воспроизводит увиденное в мозге. Его теория послужила отправной точкой для исследований Аль-Хасана ибн аль-Хайтама, который в конечном итоге пролил свет на зрительный процесс.
Ибн ан-Нафис
Абу аль-Хасан Алаа ад-Дин Абу аль-Хазм, также известный как Ибн ан-Нафис аль-Кураши — выдающийся арабо-мусульманский врач и ученый эпохи Средневековья. Ему приписывают многие важные медицинские открытия, которые используются учеными и по сей день. Кроме того, он внес значительный вклад во многие области физиологии.
Особая заслуга Ибн ан-Нафиса состоит в том, что он первым описал строение легких и легочное кровообращение, а также обнаружил, что сердце снабжают кровью коронарные сосуды, что полностью противоречило теории Галена.
Арабскому ученому удалось обнаружить, что в легких происходит процесс газообмена, легочные вены толще легочных артерий, а между полостями правого и левого желудочка нет отверстия. Также он смог объяснить взаимосвязь между глазом и мозгом.
Ибн ан-Нафису принадлежит множество важнейших медицинских трудов и сочинений, одним из которых является «Всеобъемлющая книга о медицинском искусстве». Эта рукопись считается самой объемной медицинской энциклопедией в истории, поскольку она содержит важнейшую информацию по медицине и фармацевтике. Кроме того, он прославился комментариями к разделу анатомии в «Каноне» Ибн Сины, где досконально описал малый круг кровообращения. Таким образом, Ибн Нафис стал первым врачом, который подробно изучил и описал кровообращение.
Абу аль-Касим аз-Захрави
Абу аль-Касим аз-Захрави родился в городе Аз-Захра недалеко от Кордовы в Андалусии, является потомком сподвижников пророка и получил известность в западном мире как Альбукасис. Учёный считается одним из самых выдающихся хирургов исламского мира, и многие называли его «отцом современной хирургии», поскольку он первым заложил основы этой науки, изобрел хирургические эндоскопы и использовал шприцы и троакары.
Аль-Захрави избавлялся от камней в мочевом пузыре с помощью похожего на современный эндоскоп инструмента. Кроме того, он первым изобрёл и использовал кольпоскоп, а также множество других хирургических приспособлений и инструментов для лечения горла и ушей, и был первым ученым, рассказавшим о различных видах всасывающих трубок.
Videnskab
29.12.2018Абу аль-Касим аз-Захрави славится многими достижениями, поскольку также был первым врачом, применявшим двойные крючки во время хирургических операций, и разработал метод лечения бородавок с помощью железной трубки. Он нашел успешный способ остановки кровотечения путем соединения крупных артерий, изобрел прибор для извлечения мёртвого плода и первым использовал приспособления для расширения шейки матки.
Учёный объяснил природу внематочной беременности, назначал клизмы, использовал обычные шприцы и специальные ложки для осмотра языка, ротовой полости и миндалин, обрисовал процесс удаления зубов, а также выявил возможные причины переломов челюсти во время этой процедуры.
Абу аль-Касим аз-Захрави изобрел весьма точный аппарат, предназначенный для лечения обструкции мочевых путей у новорожденных, который облегчает процесс мочеиспускания, разработал и описал процесс катетеризации, изобрел необходимые для этого инструменты. Это позволило ему выполнить множество сложных операций, связанных с разрезом трахеи, от которых ранее воздерживались многие врачи, такие как Ибн Сина и ар-Рази.
Мы перечислили ряд самых известных арабских и других мусульманских врачей, которые внесли огромный вклад в развитие медицины, но есть другие великие фигуры, чьи имена навсегда останутся в медицинской летописи, а достижения получили высокую оценку. Это Ибн Сина, Ибн аль-Куф, Рашид ад-Дин ас-Сури, Ибн Байтар, Ахмед бен Али аль-Ашат и другие ученые.
Мусульмане опередили своих современников во многих научных областях благодаря своим изобретениям и знаниям, которые позволили нам достичь других успехов. В первую очередь это касается медицинской сферы. Действительно, как подтверждают историки, арабские университеты были открыты для групп европейских студентов, а короли и другие важные фигуры приезжали в мусульманские страны для получения лечения в местных больницах.

Related posts
РоссияСтановление

1993 Российская медицина Сибирь сокровище русского долголетия

1 Mins read
Исторические аспекты развития российской традиционной медицины с древних времен до сегодняшних дней. Исторический очерк. Древнее искусство врачевания природными средствами Древние книги славян…
Становление

1996 - Тибетская медицина встреча с Далай ламой

1 Mins read
Традиционная тибетская медицина Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв.[1] Сложилась под…
Становление

1997 - Индийская медицина встреча с наследниками йоги Патанджали

1 Mins read
АюрведаАюрве́да — традиционная система индийской народной медицины. Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) Аюрве́да (आयुर्वेदः от санскр. आयु «āyu» и वेद «veda» —…
Академия Традиционной Медицины

Подпишись и получай самые актуальные новости от Академии народной медицины.